Путешествие по улице Калинина в Витебске. Хедер, супрематическая фанера и просто удивительные детали

город, который мы потеряли

Уникальность улицы Калинина в Витебске в том, что большинство зданий здесь расположено на левой стороне и практически каждое из них представляет интерес.

Формироваться улица начала в 17 веке и некоторое время служила единственной дорогой с юга в наш город. Современное название в честь советского государственного деятеля Михаила Калинина ей было присвоено в 1923 году.

Краевед и фотохудожник Виктор Борисенков предлагает обратить внимание на интересные здания на этой улице и сравнить, изменились ли они за последние сорок лет.

Дом №3 по улице Калинина в 80-е годы и сегодня. Коллаж Виктора Борисенкова

Виктор взял фотографии 80-х годов из архива архитектора Александра Вашкевича и сделал современные снимки с такого же ракурса. Вот что у него получилось.

Дом №1 по улице Калинина

Дом №1 по улице Калинина в 80-е годы и сегодня. Коллаж Виктора Борисенкова

Витебск сохранил очень мало следов своей прежней истории и культуры, – рассказал краевед. – Почти полностью исчезли материальные свидетельства 500-летнего пребывания в городе евреев. Но одно такое свидетельство все же сохранилось на улице Калинина. Это здание, в котором размещался хедер – еврейская религиозная начальная школа. До революции в Витебске их было 35.

Сегодня здание забито листами супрематической фанеры, а мы уже долгие годы ожидаем открытия в нем музея Юрия Моисеевича Пэна. Власти пообещали даже целый «музейный квартал». Смелое заявление, потому что музейных кварталов без регенерации старой застройки, без восстановления архитектурных памятников и без подлинных исторических названий улиц не бывает!

О том, что в Витебске появится музейный квартал, говорили еще несколько лет назад. Предполагалось, что под музеи будут отданы три здания, являющиеся памятниками истории и архитектуры. В них должны были разместиться музей истории Витебского народного художественного училища, музей Юрия Пэна, в третье историческое здание планировался переезд арт-центра Марка Шагала, сообщало в 2013 году БелТА со ссылкой на тогдашнего начальника управления культуры Витебского облисполкома Ларису Оленскую.

С этого момента прошло уже шесть лет, но здание №1 по улице Калинина и сегодня пустует.

Дом №14 по улице Калинина в 80-е годы и сегодня. Коллаж Виктора Борисенкова

Еще одна достопримечательность улицы Калинина – одно из старейших зданий города, которое почему-то не включено в Государственный список историко-культурных ценностей Витебска.

Дом №12 по улице Калинина

Дом №12 по улице Калинина в 80-е годы и сегодня. Коллаж Виктора Борисенкова

 Эти две фотографии очень интересны, а если сопоставить некоторые детали, то даже забавны, – прокомментировал Виктор. –  Но еще более интересно само здание. Его стилистика немного архаична для рубежа 19-20 веков – времени возведения большинства сохранившихся витебских памятников. Следовательно, дом был построен раньше, и, возможно, именно он обозначен на карте 1830 года.

Любопытный факт, в 1920 году специальная комиссия предлагала взять под охрану как ценные архитектурные памятники некоторые городские сооружения, в том числе и два дома на Могилевской улице (в то время ценными архитектурными памятниками считались здания, построенные в 18-м и в начале 19 века). Уж не один ли из тех двух домов на бывшей Могилевской сейчас перед нами?

Высокая деревянная двускатная крыша хотя и придает постройке колорит старосветскости, однако является наследием послевоенных лет, когда городские руины наспех приводились в обитаемое состояние. На фотографии С. М. Прокудина-Горского 1912 года можно рассмотреть вальмовую четырехскатную кровлю. Уму непостижимо, что это одно из старейших зданий города не включено в Государственный список историко-культурных ценностей Витебска.

В следующий раз Виктор Борисенков предлагает совершить виртуальную экскурсию по улице Крылова.

7 старинных домов в витебском Задвинье. История не про «домик на окраине, скоро он будет снесен».

Дом-ветеран на улице Калинина в Витебске сравняли с землёй.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА