А вы знали, что в нашем городе две Радостных улицы, восемь Радостных переулков и два Радостных проезда? Но радостно ли там людям?
20 марта во всем мире отмечается Международный день счастья. Счастье немыслимо без радости. Может быть поэтому в новых районах Витебска и появляются улицы с необычными названиями, отражающими светлые чаяния и мечты их жителей.
В Витебске есть улица Счастливая, о которой мы уже писали. Но, оказывается, в нашем городе есть еще две Радостных улицы, восемь Радостных переулков и два Радостных проезда! Причем расположены они в одном районе – бывшем поселке железнодорожной станции Лучеса, вошедшем в 2011 году в черту Витебска.
Чтобы узнать, как живут в этом «радостном» районе и в чем заключается счастье местных жителей, мы отправились туда.
Смешно и символично, но путь к радости указывает Ильич.
Радостная улица встретила без особых положительных эмоций. В отличие от других городских районов, в том числе соседнего Медцентра, где весна вступила в свои права, здесь повсюду лежал снег, а по выбоинам автомобильных шин стекала вода. Поселок, застроенный преимущественно дачными домами, казался вымершим. Оно и понятно: дачный сезон еще не начался, к тому же в будний день люди работают.
Тем не менее, кое-кого из жителей улицы нам удалось повстречать. От одного из них, старожила поселка Геннадия, мы узнали историю этих мест.
Улица Радостная получила свое название недавно, изначально она называлась Вокзальной. Четыре десятилетия назад вообще никакой улицы не было – была дорога от деревни Шпили к станции Лучеса. На месте Радостных переулков, где поселок спускается в низину, и вовсе было болото, стояла вода, плавали утки.
Жизнь кипела лишь непосредственно у станции, где после войны были построены дома казарменного типа с приусадебными участками для работников железной дороги. В народе их называли «казенными домами». Кое-кто строил собственное жилье прямо у путей. Надо полагать, что в те трудные годы жизнь здесь была далеко не радостной.
В 1970-е годы прямо возле станции были построены два двухэтажных кирпичных многоквартирных дома, где получили жилье специалисты-железнодорожники. Квартиры тут изначально были ведомственными. Дети со станции ходили в 43-ю школу на улице Шмырева, там же учились ребята из Шпилей. Путь к знаниям пролегал вдоль железной дороги, через овраг, либо через брод реки Лучесы.
35 лет назад эти места начали обустраивать. Возник дачный кооператив «Лучеса», было осушено болото и построен поселок. Разрастался и Витебск. Уже к 1990-м годам «Юга» подошли почти вплотную к станции. А с началом застройки микрорайона «Медцентр» многоэтажки замаячили у самых окон.
Однако подобное соседство мало что изменило в жизни станционного поселка. Железнодорожные пути по-прежнему отрезают его от многих благ цивилизации. Достаточно сказать, что газ и водопровод появился в многоквартирных домах всего пару лет назад.
Проехать со станции на Медцентр на машине напрямую нельзя – только сделав крюк через деревни Сокольники и Никрополье. Не так давно, правда, проложили дорогу к проспекту Черняховского через овраг вдоль путей. Когда-то действовал железнодорожный переезд у нынешней 45-й школы, но он давно не используется.
Каким же видят счастье жители Радостной улицы? По словам Веры, немолодой женщины, приехавшей сюда из Могилевской области, людям в наши дни не достает общения и взаимопомощи. Теперь все сидят по своим «каморкам», не ходят друг к другу в гости, не интересуются жизнью соседей.
И действительно, проезды к Радостным переулкам перегорожены металлическими решетками с висящими на них замками и колючей проволокой.
Есть свои радости у возвращающихся с прогулки по улице детей – покататься на велосипеде и поиграть в снежки. Радость у идущих со станции витеблян – прогуляться по лесу, заняться спортом, сделать селфи на фоне памятника Ленину с котом. Маленькие радости у каждого свои. Но не хватает, наверное, только одной большой радости, общей и равной для всех.