Как живет в Стокгольме парень из Витебска, где работает, сколько получает и хочет ли назад в Беларусь

Авторские статьи

чем отличаются белорусы и шведы и почему Максим считает, что белорусы «более злые и завистливые»

Приехать в Швецию на заработки и остаться на 10 лет – не из-за денег, из чистого авантюризма! Про европейский стиль жизни, зарплату, возвращения на родину, северные чудачества и стереотипы нам рассказал Максим, простой парень из Витебска, который сейчас живет в Стокгольме, работает маляром и живет в «самом криминальном» районе города.

Как живет в Стокгольме парень из Витебска, где работает, сколько получает и хочет ли назад в Беларусь
Наш герой Максим. Фото из личного архива

Максим родился в Витебске, но жил в Смоленске, когда жажда приключений позвала его за другом в Швецию: тогда поговаривали, что это единственная страна в Европе, где можно найти нормальные заработки.

Так мой друг отправился покорять Швецию, а я приехал к нему. Приехал в 2009 году и сразу же остался. Я был чисто авантюрист, было интересно познавать новое. Я изначально не гнался за деньгами, когда ехал сюда. Домой меня даже не тянуло, потому что дома ничего нового для меня уже не было. 

Скалы, море, эстетический вид, никаких коробок и серых улиц: Стокгольм сразу завоевал место в сердце Максима. По словам героя, люди здесь приветливые и на позитиве, потому что ни в чем не нуждаются. Если видят, что с человеком происходит что-то не так, всегда попытаются помочь.

Как живет в Стокгольме парень из Витебска, где работает, сколько получает и хочет ли назад в Беларусь
Стокгольм. Фото из личного архива Максима

Максим объехал Швецию вдоль и поперек, но самым любимым местом для него остался Стокгольм, город, который знаком от и до и который помогает настроить свой личный «фен-шуй». Даже несмотря на то, что наш герой живет в «самом криминальном районе» города.

Я сейчас живу там, где самый «гетто-район». И спокойно себя здесь чувствую, комфортно! Могу ночью выйти в час, два, три, и никто ничего не скажет, никто ничего не сделает. Нет никакого чувства опасности: ты людей не трогаешь – и тебя никогда не тронут. Я ни разу ни видел и не слышал от здесь живущих, чтобы с ними что-то происходило, только читал в заголовках газет или где-то еще. Мой район считается криминальным, например, здесь торгуют наркотиками, даже в открытую, возле метро. Все об этом знают, это присутствует.

По словам Максима, по будням Стокгольм вымирает после 10-11 часов вечера, этот рабочий на неделе и динамичный на выходных. Здесь не принято встречать по одежке, люди одеваются просто, и это создает особенный антураж.

Вот, например, в будний день девушка встала – даже не будет краситься, штаны растянутые натянет, рваные кеды, хвост зачесала – и все, побежала на работу! И пофиг ей на все. Но если уже она куда-то идет на вечер, тогда она при параде. И так все люди – они каждый день ходят в чем попадя, всем на все как-то без разницы, не заморачиваются, как у нас, чтобы кеды намыть каждый день. Вот этим тут не занимаются.

Как живет в Стокгольме парень из Витебска, где работает, сколько получает и хочет ли назад в Беларусь
Фото из личного архива Максима

Город живет и кипит, постоянно что-то происходит, и люди здесь со всего мира. Смотришь на это – очень интересно. Когда слышишь, как думают там и когда здесь все видишь вживую – это две большие разницы.

Лето в Стокгольме холоднее, чем в Беларуси, а зимы теплее, максимум до -10 и часто без снега. Но из-за моря погода может меняться по несколько раз в день. По словам Максима, стереотипы о «необщительных шведах» похожи на правду: они живут своей личной жизнью, общаются в семейном кругу и никого туда не пускают. Сам Максим себя одиноким не чувствует.

Есть у меня друзья – шведы и греки, и англичане, и португальцы – со всего мира. Одиноким себя не чувствовал, потому что сразу появился большой круг общения. Здесь все СНГ присутствует, плюс Прибалтика, Польша. Когда русскую речь слышишь, не удивляешься уже и не реагируешь, и даже притворяешься, что не понимаешь их. 

Как живет в Стокгольме парень из Витебска, где работает, сколько получает и хочет ли назад в Беларусь
Рождество в Стокгольме. Фото из личного архива Максима

О белорусах в Швеции отзываются хорошо и хорошо к ним относятся. По словам Максима, многие приезжают на заработки в погоне за большими зарплатами и хорошей жизнью. Но на деле не всегда выходит легко, а некоторые просто «не тянут». 

Здесь практически все из СНГ работают по-черному – без разрешения, не платят налоги.  Многие просто приезжают по коротким визам и остаются нелегально, работают, потом выезжают, потом возвращаются работать дальше.

После 10 лет в Швеции Максима до сих пор удивляет местное отношение к мигрантам: их принимают дружелюбно и плохо отзываться об этом не принято.

Люди попали в беду, их надо принять, нужно помочь, у них же там война! Пусть в душе даже кто-то думает, что от мигрантов одни проблемы, это могут обсудить между собой. Но за такие высказывания здесь могут и засудить.Чем больше людей приедет, тем больше нужно кроссовок сделать, спичек продать – для экономики лучше будет. Другое дело, что люди не хотят работать, но получают социальное жилье. 

Как живет в Стокгольме парень из Витебска, где работает, сколько получает и хочет ли назад в Беларусь
На улице Стокгольма. Фото из личного архива Максима

 

Преимущества жизни в Швеции: если стать на очередь, можно получить социальное жилье. Такую квартиру нельзя выкупить, в ней нельзя сделать свой ремонт.

По словам Максима, средняя зарплата в Швеции составляет около 22 000 крон (примерно 2 000 евро), а за квартиру нужно платить около 600 евро, не считая сопутствующих платежей.

На продукты у Максима уходит около 60 евро в неделю, проездной в транспорт на месяц стоит около 890 крон (примерно 84 евро).

Если человек живет один, у него просто ничего не остается, по большему счету, он не может откладывать деньги. Но если это семья, то одна зарплата уходит на кредиты и выплаты, а на вторую можно жить, путешествовать и откладывать. Одному очень сложно собирать какие-то деньги.

Как живет в Стокгольме парень из Витебска, где работает, сколько получает и хочет ли назад в Беларусь
В Стокгольме. Фото из личного архива Максима

Зато, по словам нашего героя, безработный человек в Швеции не останется без помощи, социальная выплата получится около 10 000 крон (около 940 евро). Зато медицина Максиму больше нравится дома: в Швеции приема приходится ждать 3 недели по записи, а обследование проведут поверхностное.

Думаю, что в наших поликлиниках сидят настоящие профессора. Здесь больше оборудования и техники, но наши специалисты мне нравится больше.

В быту не обходится и без «северных странностей»:

Здесь даже на своей земле не построишь дом, как захочешь, он должен будет соответствовать определенным стандартам. Даже если квартира куплена, из нее могут выгнать, если ты не устраиваешь соседей. Или недавно рассказали такой случай: полиция приехала к человеку и спрашивала, почему у него закрыты окна – пожаловались соседи. Не делает ли он что-то противозаконное? Здесь в шведских районах у всех открыты окна, все без занавесок. 

Как живет в Стокгольме парень из Витебска, где работает, сколько получает и хочет ли назад в Беларусь
В общественном транспорте. Фото из личного архива Максима

Максим часто приезжает в Витебск, но говорит, что скучает не по сегодняшней Беларуси, а только по тем местам, где провел детство. Признается, что дома приходится проходить «период адаптации».

Бывает сложновато в первое время. Я от эстетического вида здесь сразу вообще падаю – не могу видеть эти коробки, особенно в спальных районах. Для меня это вообще ужас, сразу вижу все недостатки, просто глаза режет: как дома построены, как за ними следят, в каком они виде. И сама архитектура, и транспорт. Я приезжаю и сразу становлюсь «жестким реформатором», начинаю кричать, как что менять надо. Потом уже понимаю, что тут это не изменится. Это надо сначала поменять сознание человека, чтобы что-то произошло. 

Как живет в Стокгольме парень из Витебска, где работает, сколько получает и хочет ли назад в Беларусь
Максима очень вдохновляет Стокгольм. Фото из личного архива Максима

Максим считает, что в Беларуси люди более злые и завистливые, потому что живут в дефиците. Европейцы более любознательные, у них больше свободного времени и возможностей, они путешествуют и общаются.

У наших людей нет таких возможностей. Дайте –  и будут люди такие же хорошие, добрые и все будет замечательно. Все дело в дефиците.

По словам Максима, если бы он мог забрать с собой что-то в Швецию, это была бы белорусская кухня. А вот из Швеции в Беларусь он бы привез возможности для развития.

Тут просто столько таких вещей, которые развивают людей! Вот это хотелось бы принести, чтобы люди развивались, познавали окружающий мир. Здесь в каждом районе есть культурный дом, в котором что-то происходит. Туда приходят целыми семьями, и каждый этаж разделен для чего-то определенного. Люди могут бесплатно прийти на мероприятия, узнать для себя что-то новое. 

Читайте также на нашем сайте Как живет девушка из Новополоцка в Ганновере: про вечно недовольных немцев, бестактные вопросы и безопасность на улице.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий