Сегодня Громницы. День, когда святой Юрий достает ружье, чистит его и стреляет с неба по чертям

громничные суеверия на Витебщине

15 февраля православные христиане по всему миру отмечают праздник Сретения Господня. В народе этот день издревле называют Громницами и наделяют чудодейственной силой. Откуда пошло такое необычное название и чего ожидали от февральского праздника наши предки-белорусы?

Ответы на эти вопросы можно найти в книге этнографа Николая Яковлевича Никифоровского «Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах», опубликованной в Витебске в 1897 году.

Название «Громницы» на Витебщине объясняли следующим образом. В этот день святой Юрий первый раз в году достает ружье, чистит его и стреляет с неба по чертям, притаившимся на земле. Поэтому днем 15 февраля (2 февраля по старому стилю) можно услышать громовые раскаты, пугающие людей и домашний скот.

М. Андриолли. «Громницы». Вторая половина XIX века. Источник: Википедия

Наши предки верили, что можно обезопасить себя и свое жилище от непреднамеренного попадания выстрела небесного ружья. Для этого было необходимо провести определенные манипуляции с церковными свечами.

Накануне Громниц требовалось достать восковую свечу и в Сретение освятить ее в храме. После освящения громничная свеча должна была целый год храниться в божнице, у иконы, или в другом почетном месте крестьянской избы.

Николай Никифоровский отмечал, что громничная свеча была одной из важнейших реликвий у простых людей Витебщины. С ней человек рождался, с ней же он уходил в мир иной. При жизни свеча не раз могла помочь человеку найти выход из сложных ситуаций.

Зажигать свечу разрешалось только в особых случаях: при переносе зимой в теплое помещение новорожденного детеныша домашнего животного, во время грозы, при сильных головных болях и в день кончины человека.

Церковные свечи. Фото Ольга Витебская

В современном агрогородке Вымно Витебского района во второй половине XIX века крестьяне проводили со свечой следующий обряд: по возвращении с церковной службы хозяин дома зажигал свечу и крест-накрест поджигал кончики волос у каждого члена семьи, а также шерсть у животных, косяки окон и дверей. Считалось, что таким образом можно на целый год обезопасить жилице от удара молнии, а домочадцев – от головных болей.

По завершении этого магического обряда глава семьи опускал свечу огоньком вниз, отчего она затухала. В таком положении громничная свеча подвешивалась до утра следующего дня в хлеву. Считалось, что огонь свечи не даст деревенским ведьмам украсть молоко у коров.

Существовали на Витебщине и другие народные суеверия, связанные с Громницами.

Так, нельзя было топить печь до восхода солнца, иначе летом ведьмы отнимут молоко у коров. Запрещалось посыпать на Громницы пол в избе песком – иначе заведутся блохи. Наконец, ясная погода в этот день указывала на хороший урожай ярового хлеба.

Как видим, в народном сознании крестьян Витебщины в праздновании Сретения Господня причудливо переплелись христианские и языческие традиции (такие, как поклонение огню, грому и молнии). И если другие старинные суеверия ушли в прошлое, то традиция освящать громничные свечи и использовать их в качестве домашнего и семейного оберега широко распространена на Витебщине и в наши дни.

Праздник Сретения: что принято делать, а что нельзя.

7 старинных крещенских обрядов и суеверий родом из Витебщины.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА