4 необычные марки автобусов, которые можно было увидеть на улицах Витебска еще до середины 2000-х годов

транспорт нашего города, по которому мы так тоскуем

Автобусы — такой же непременный атрибут городского пейзажа, как старинные архитектурные памятники, мосты через реки и железнодорожные пути, парки, сады и скверы. Каждая эпоха в жизни Витебска отметилась своеобразным обликом этого вида общественного транспорта. Увидев на старой фотографии автобус, можно довольно точно определить десятилетие, а иногда даже и год, когда был сделан снимок.

Сегодня мы расскажем о старых и необычных автобусах, курсировавших по улицам Витебска в середине 2000-х годов. К сожалению, в наши дни увидеть их уже невозможно. Да и полтора десятилетия назад вид этих машин вызывал у витеблян удивление и интерес.

В наши дни автобусный парк Витебска практически целиком представлен машинами марки МАЗ белорусского производства. В первой половине 2000-х годов по городу курсировали в основном венгерские «Икарусы» — как одиночные, так и сочлененные, с «гармошкой» посредине.

2006 год. Витебск. Автобус марки «Икарус» и трамвай-«буханка» на Московском проспекте. Фото: Сергей Мартинович

Помимо машин венгерского производства, встречались и другие марки пассажирского автотранспорта.

Читатели наверняка помнят трамваи-«буханки», еще десять лет назад ходившие по витебским рельсам. Но были еще и автобусы-«буханки» продолговатой формы, с закруглением спереди и сзади.

Производили их в украинском городе Львове, на широко известном в СССР и социалистических странах автобусном заводе ЛАЗ. Наибольшее распространение получила модель ЛАЗ-695Н, выпускавшаяся львовянами с 1974 года по начало 2000-х годов.

2009 год. Автобус-«буханка» ЛАЗ-695Н на Московском проспекте. Фото: Сергей Мартинович

В 1970-80-е годы ЛАЗ-695Н можно было увидеть на городских маршрутах. Впоследствии их заменили на более вместительные «Икарусы», а к середине 2000-х годов отдельные экземпляры этой техники дорабатывали свой век на пригородных маршрутах и в качестве служебных автобусов.

Еще одним популярным в последние десятилетия существования Советского Союза в Витебске был автобус марки ЛиАЗ-677. Он выпускался на заводе в подмосковном Ликино-Дулево с 1967 по 1994 годы.

2004 год. Автобус ЛиАЗ-677 на улице Воинов-Интернационалистов в Витебске. Фото: Сергей Мартинович

Автобус был не слишком удобным, зато вместительным и надежным в эксплуатации. К 2000-м годам последние витебские ЛиАЗы дорабатывали свой век на редких периферийных маршрутах — №9 (микрорайон ЮГ-7 — Завод заточных станков) и №11 (площадь Победы — поселок Тарный). В середине первого десятилетия XXI века они исчезли и оттуда.

2005 год. Один из последних витебских ЛиАЗов на Московском проспекте. Фото: Сергей Мартинович

На смену советским автобусам приходили импортные, иногда весьма необычные на вид. Например, в 2006 году по маршруту №12 (микрорайон ЮГ-7 — Улановичи) курсировал немецкий автобус «Мерседес-Бенц O305».

2006 год. Витебск. Автобус марки «Мерседес-Бенц» на улице Чкалова. Фото: Сергей Мартинович

Правда, «Мерседесы» надолго в Витебске не задержались и были заменены МАЗами.

2006 год. Автобус марки «Мерседес-Бенц» у Южного рынка. Фото: Сергей Мартинович

Как видим, полтора десятилетия назад автобусный парк Витебска был весьма разнообразным. Старые и новые автобусы неплохо дополняли друг друга. К сожалению, все они сохранились теперь только на фотографиях.

Витебский трамвай: где самый старый, «буханки» и 5 секретов нашего депо

День 28 января в Витебске в 2005 году

РЕКЛАМА