Мистические тайны портретов Ильи Репина. Художник, написавший смерть

интересные факты от Татьяны Котович

Никто не знает, почему Илья Репин выбрал именно усадьбу в Здравнево, рядом с Витебском. Захудалое имение с поваленным лесом и еле живой усадьбой, куда было очень сложно добраться своим ходом — таким было это место до Репина.

Художник привел его в порядок, отремонтировал дом, собственными руками укрепил камнями 300 метров берега, оставил имение в наследство своим детям и внукам.

Музей-усадьба Ильи Репина «Здравнево». Фото Светланы Васильевой

Здравнево — это не единственная загадка Репина, настоящую мистику связывали с портретами, которые он создал: считалось, что они предвещали смерть. Вот так про этот феномен писал Корней Чуковский:

В его портретах таится зловещая сила, почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского — Мусоргский тотчас же умер, написал Писемского — Писемский умер, еще только захотел написать для Третьякова портрет Тютчева — Тютчев в тот же месяц заболел и вскоре скончался. Писал он Столыпина, в Министерстве внутренних дел, и едва только Репин закончил его портрет — Столыпин уехал в Киев, где его сейчас же застрелили. Он, должно быть, художник написавший смерть.

Доктор искусствоведения, профессор Татьяна Котович, посвятила лекцию феномену Ильи Репина, но по ее словам, мистика художника совсем не в картинах, которые «предвещают смерть». О том, что Репин был не только гениальным художником, но и гениальным психологом, который никого не приукрашивал и никому не льстил, Татьяна Котович рассказала на примере его картин, изображающих знаменитых людей. До Репина художники писали, в основном, только парадные портреты. 

Татьяна Котович. Фото Анастасии Вереск

Отношение к художникам в то время было иное, это сегодня художник лишний человек в этом обществе и страдалец, а во времена Императорской Академии художеств, этот мир был несколько иной.

Передвижники приняли Илью Репина в свои ряды без испытательного срока, это был уникальный случай.

Это художники, для которых язвы общества были предметом для разговора, их «дневникового искусства», предметом их протеста. 

Мы предлагаем вам посмотреть на некоторые из портретов, о которых говорили на лекции и, еще не читая подписей, угадать: в каком душевном состоянии находится этот человек, что он испытывает.

Илья Репин «Портрет Николая Ге»

Николай Ге был выдающимся художником и ближайшим другом Льва Толстого. Его портрет выражает спокойствие человека, который постиг в жизни важные вещи: это читается в мудро-снисходительном взгляде Ге.

Илья Репин «Портрет писателя А. Ф. Писемского»

Портрет почти забытого сейчас писателя Алексея Писемского, он был выдающимся человеком XIX века, тогда его слава превосходила славу Толстого и Достоевского. Это один из предсмертных портретов, которые написал Репин. У Писемского была трагическая судьба: один его сын покончил с собой, другой был неизлечимо болен, а сам писатель под конец жизни очень много пил.

Вот так описывал свое впечатление от встречи с ним общественный деятель Анатолий Федорович Кони:

Он отстранил рукой налитый ему стакан чаю, налил большую рюмку водки и выпил ее залпом, ничем не закусив. Через несколько минут он повторил то же самое, и угрюмо замолчал, нехотя отвечая на мои вопросы. Через десять минут он выпил третью рюмку. Я взглянул вопросительно на бедную Екатерину Павловну, она с печальной улыбкой в ответ мне пожала плечами и с затаенным страданием посмотрела на мужа.

Илья Репин «Портрет Мусоргского»

Репин поспешил написать этот портрет после того, как узнал, что композитор Модест Мусоргский очень болен и умирает. Они встретились в военном госпитале, картина была сделана за 4 дня, в трудных условиях, когда болезнь Мусоргского временно отступила. После того, как Репин вернулся в Москву, он узнал, что композитор умер.

Портрет страшный, видно, что с человеком происходит, от чего он умирает. Это крайнее одиночество человека, который заплатил страшную цену за свой талант, он умирает от беспробудного пьянства и ужаса. 

Репин

Илья Репин «Портрет Льва Толстого»

Портрет был написан в кризисный период жизни Толстого, здесь писатель выглядит так, будто только что оторвал взгляд от книги и размышляет о прочитанном. Некоторые считают, что Толстой держит в руке Евангелие.

Илья Репин «Портрет критика В. В. Стасова»

Портрет Владимира Стасова появился после поездки в Дрезден, когда ему и Репину не удалось попасть на открытие галереи. По мнению Татьяны Котович, на портрете читается, что это человек, который 45 лет держит русскую культуру. Сам Стасов описывал картину так:

Поворот прямо спереди, рук нет выше локтя, поза порядком массивная, выражение чем-то довольного, но и очень серьезного человека. А чем этот человек был доволен? Должно быть, очень многим: и путешествием, и компанией, писанием портрета, наверное, отличного, а всего более — разговорами нашими.

По словам Татьяны Котович, загадка Репина заключается не в предвещающих смерть, мистических портретах, а в том, что это был человек могучего дара, с помощью которого он успевал запечатлеть великих людей, пока они еще были живы.

Читайте также на нашем сайте Как в «Здравнево» создавали эпоху Ильи Репина.

РЕКЛАМА