«Мяртвецкая ліхтарня»: Жуткие тыквы со свечой внутри. А вы знали, что главный атрибут Хеллоуина — это белорусская традиция?

раньше такие светильники использовали для обрядов славянские народы

«Этот праздник носит деструктивный характер, подрывает устои морали, семьи и национальных традиций белорусского народа», — категорично заявляет Управление образования Витебского облисполкома.

«Этот праздник не рожден культурой народа Республики Беларусь и не является традиционным, принадлежит совершенно другому обществу, совершенно другой традиции», — пишет Студсовет ВГАВМ в ответе студентам. Здесь все категорично: никаких тыкв, ведьм и летучих мышей.

Но если Хеллоуин действительно нельзя назвать белорусским праздником, то его главный атрибут известен в нашей родной традиции гораздо раньше, чем в США появились первые «Светильники Джека».

Фонари из тыквы были традиционной народной забавой славян на Святки, Масленицу или в конце осени. В Беларуси их называли «Мяртвецкая ліхтарня», обычай был распространен в Брестской и Гомельской области.

Нараджаліся, хто чым. Мужчыны хадзілі са звяздой, а жэншчыны спявалі пад акном. Яшчэ гарбуз выразалі: вочы, зубы. І запальвалі свечку. Так гэта перад Новым годам з трынаццатага па чатырнаццатага. Свечку ў гарбуз, тады і вочы, і рот відныя. 

Такое свидетельство из Брагинского района Гомельской области приводят исследователи Д. В. Громов  и Б. Гасанов в своей работе «Хеллоуин и Святки: две судьбы одной тыквы».

В Раздзялавичах (Ганцевичский раён) на Шчодры вечар тыкву носят вместе со звездой. Из фоторепортажа газеты «Савецкае Палеcсе»

Первое упоминание о страшных тыквах исследователи нашли в издании 1850 года. Описывается праздник Святой Барбары в Чехии.

Также про светильники рассказывали в Словакии, Моравии, Украине, Гомельской области в Беларуси, в России — в Курганской, Нижегородской, Полтавской, Псковской, Саратовской, Рязанской областях и в Краснодарском крае. Иногда традиция приобретала зловещий характер, тыквы описывали как «изображение смерти», в Моравии таким головам давали имя местного самоубийцы.

Но чаще всего светильники делали просто для шалости: молодежь пугала ими людей, подкладывая страшные головы на подоконник или «заглядывая» в окна домов. Интересной цитатой из книги Чеслава Петкевича «Грамадская культура Рэчыцкага Палесся» о том, как изготовить тыкву-светильник с нами поделился Зміцер Скварчэўскі, кандидат исторических наук, исследователь белорусской культуры.

З гарбуза велічынёю прыблізна з галаву чалавека, пасля адразання з боку кветкі, каля адной пятай часткі ўсёй яго даўжыні выразаюць з дапамогаю аднаручнай скобкі, пакідаючы толькі як мага танчэйшую цвёрдую скарынку, у якой праразаюць дзіркі, нібы два вокі, нос і губы з зубамі. У ніжнюю дзірку гарбуза ўстаўляюць драўлянае дэнца з запаленай васковай свечкай, а карэньчык зверху служыць рукаяткаю пры нашэнні гэтага ліхтара. Полымя свечкі слаба асвятляе ўсю тонкую шкарлупіну, і на гэтым фоне яскрава выдзяляюцца ўсе адтуліны, робячыся падобнымі да галавы мерцвяка.

Колядная тыква в Ганцевичском районе. Фото из книги «Карагод беларускiх абрадаў»

Ліхтарня служыць для таго, каб падурыцца падлеткам падчас цёмных восеньскіх вечароў; на масленым жа тыдні яе, каб папужаць, выкарыстоўваюць і старэйшыя дзецюкі. Штукар, альбо шалапут, носіць яе з запаленай свечкай пад крысом, каб неспадзявана паказаць спатканаму, які заўсёды мусіць сплюнуць і прабурчэць: «Згінь ты, прападзі, нечыстая сіла!». Паказваюць яе таксама знянацку, праз акно сабраным у хаце на вечарынцы. Іншым часам падлеткі сумесна падпільноўваюць паблізу могілак людзей, што вяртаюцца познім вечарам з кірмашу, каб раптоўна паказаць ліхтарню, стварыўшы хвіліннае замяшанне.

На личной страничке в соцсетях Зміцер также привел несколько рассуждений о подобии белорусского обряда и главного атрибута Хеллоуина.

А ўсё ж яна тутэйшая! Гэты атрыбут мае нават сваю назву — Мертвецкая ліхтарня. Хэлоўін сапраўды не наш, хоць і супадае асобны абрадавы атрыбут. Перагукаецца — Дзяды (прыходзяць душы памерлых да жывых) — Хэлоўін (калі людзі ўвасабляюцца самі ў нежывых істот). Абодва дзеянні маюць вытокі ў індаеўрапейскіх абрадавай і міфалагічнай традыцыі.

Некоторые пользователи соцсетей также оставили под записью Зміцера свои комментарии, свидетельства существования такого обряда в Беларуси.

Віталь Быль: 

Бабуля згадвала пра даваенныя часы ў Нясвіжы: гарбуз са свечкай не для нейкіх абрадавых мэтаў, а як молодзевы пранк.

Іван Осіпаў:

Як у мінулым годзе прачытаў у Пяткевіча пра гэта, ледзь не ўпаў, бо памятаю малыя былі, то кралі гарбузы і хадзілі па вёсцы з імі, і свечкі, і нават гарэлыя галавешкі туды ўнутр кідалі і пужалі старых. Пры гэтым пра нейкія там хэлоўіны і ня чулі.

Несмотря ни на какие «наши» и «не наши» символы, западный Хеллоуин для студентов Витебска праздновать запретили. Зато, у ребят есть возможность развлечься на празднике в честь 100-летия комсомола. Это ведь, наверное, наш, традиционный, праздник.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА