Где в Витебске были четырехметровые ангелы, которых уничтожили в конце 90-х

и символ веры, которая десятки лет подвергалась гонениям

Самое узнаваемое место Витебска, давно уже ставшее символом нашего города — Ратушная площадь.

Фото Светланы Васильевой

За свою долгую историю знаменитая  площадь несколько раз меняла свое наименование. Первоначально она носила название Рынковая (Рыночная), в XIX веке — Полицейская, а на некоторых изображениях начала XX века это место подписано как Воскресенская площадь.

Рынковая (Полицейская) площадь. 1867 год. Фото Витебского областного краеведческого музея

Вид на Полицейскую площадь с Николаевского собора. Конец XIX века. Фото Витебского областного краеведческого музея

Воскресенская площадь. Начало XX века. Фото evitebsk.com

На старых фотографиях хорошо видно, что при подходе к площади слева от Ратуши возвышалась Воскресенская церковь, справа — костел Святого Антония Падуанского.

Напомним, в январе 1936 года Храм Воскресения Христова был разрушен по постановлению советских городских властей. Мотивировка – церковь «мешала движению городского транспорта». После уничтожения церкви на ее месте более полувека находился небольшой неровный холм.

С начала 70-х годов XX века угол дома на улице Толстого (квадратный торец) и на углу улицы Суворова (большой вертикальной формы торец), а также длинную горизонтальную стену между торцами стали расписывать витебские художники. Увидеть больше фото и узнать историю этих росписей можно здесь.

Костел Святого Антония Падуанского снесли в 1961 году, когда выпрямляли современную улицу Ленина.

Костел Святого Антония в начале 60-х годов XX века. Фото Константина Дурихина

Одно из немногих сохранившихся зданий этой части Ратушной площади — дом №35, который принадлежал одной из самых богатых и влиятельных жительниц дореволюционного Витебска, купчихе 1-й гильдии Ханне Гуревич.

Слева на фото дом №35 в начале 70-х годов. Фото evitebsk.com

В конце августа 1998 года «Витебский курьер» писал:

На торце дома № 35 по улице Ленина в центре Витебска появились четырехметровые ангелы. Объемно-пространственная супрематическая композиция под названием «Прорыв к памяти исторической правды» — совместная работа витебского художника Александра Слепова и художников творческой мастерской «Квадрат».

В центре композиции площадью 100 м² – символ веры, которая десятки лет подвергалась гонениям.

Фото «Витебский курьер» 1998 год

В монографии «Сакральный центр Витебска» доктор искусствоведения, профессор Татьяна Котович отмечает, что художник думал об ангелах, как «о трубящих ангелах Апокалипсиса, и их железная красота была пугающей, угрожающей и судной».

Металлические фигуры из крашенного металла на арматуре были приварены к блокам стены. Ширина фигур — 5 метров, плоскости их имели глубину в 5 сантиметров. Высота левого ангела — 5 метров, правого — 3 метра. Круг на фигуре между ними черный, а звезды на плоскости черные и красные. Трапециевидная плоскость стены с ангелами (пятиметровая до верхней своей точки) — темно-синяя с белой вставкой. На большой плоскости стены расположен фасад храма, стилизованный, изображенный только контуром, как напоминание и как понимание его невозвратности. Символ его разрушения — это огромные клинья: красный верхний, темно-синий средний и черный нижний.

Александр Слепов использовал супрематические цвета и супрематические клинья, как реплику знаменитого плаката Лазаря Лисицкого «Клином красным бей белых».

Фото «Витебский курьер» 1998 год

Через некоторое время роспись была уничтожена, а в феврале 2013 года на месте бывшего бернардинского монастыря началось строительство административно-торгового центра с рестораном.

Фото Светланы Васильевой

Сейчас на торце здания рекламный баннер, на котором мелькают картинки кассовых аппаратов и колбасы.

Фото Светланы Васильевой

Как мы писали ранее, в Витебске уже несколько лет идут разговоры о восстановлении костела Святого Антония Падуанского.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА