О том, как на Витебщине проходят встречи районной вертикали со старейшинами деревень.
Съезд старейшин Толочинского района проходит не впервые. Его очередное проведение лишний раз свидетельствует о том, что власть не желает по-настоящему использовать возможности этого института народного представительства.
Начнем с того, что подготовка к встрече чиновников районной властной вертикали с единоличными органами территориального общественного самоуправления проходила тайно. Столоначальники не захотели заранее посоветоваться с жителями района по главному вопросу: каким они хотят видеть старейшину, как повысить роль и ответственность территориального общественного самоуправления за положение дел на подведомственной территории?
Что в имени твоем, старейшина?
Пять лет назад на Толочинщине было почти 170 старейшин. Ныне – лишь 100. Если учесть, что в районе более 260 населенных пунктов, то выходит, что в среднем один старейшина приходится более чем на две деревни. 90 % из них люди в возрасте, как правило, пенсионеры, проверенные и испытанные на практических делах и поручениях, знающие свои обязанности. Что касается нагрузки, то она велика даже для молодых и здоровых.
На первый взгляд, тому есть объективная причина: население деревни стареет, численность его уменьшается, желающих тянуть лямку “старосты” желания у граждан нет…
Так-то оно так, но не до такой же степени обезлюдели деревни, чтобы на одного старейшину взвалить семь деревень. В доказательство привожу перечень населенных пунктов, которые по сведениям официального сайта Толочинскогоо райисполкома http://tolochin.vitebsk-region.gov.by/ru/sovety/ на районном съезде представляла одна старейшина Лина Матыль: Речки, Любатынь, Замостье, Бараши, Хотеничи, Дубровские. За старейшиной агрогородка Звенячи Анной Каратковой закреплены в нагрузку поселок РТС, станция Коханово, деревни Большое Высокое и Шиловка.
Есть и обратная картина: городской поселок Коханово, где проживает 5000 человек вообще нет имеет своего органа территориального общественного самоуправления. То же можно сказать и о еще более крупном населенном пункте райцентре Толочин.
Тут пора открыть закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З “О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь” http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H11000108&p2=%7BNRPA%7D.
После того как в него пять (!) раз были внесены изменения, статья, определяющая предмет нашего исследования, выглядит так:
1. Территориальное общественное самоуправление – деятельность граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, агрогородков, поселков, деревень и др.) в целях решения вопросов местного значения непосредственно или через органы территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления – организационная форма осуществления гражданами территориального общественного самоуправления.
2. На соответствующей части административно-территориальной единицы может быть создан только один орган территориального общественного самоуправления.
После вступления в силу этого закона ныне во всем районе есть всего один случай, когда крупный населенный пункт (агрородок Озерцы) разделен на две примерно равные части с избранием самостоятельных старейшин.
Нет и примера, чтобы в процессе эволюции единоличный орган территориального общественного самоуправления естественным образом расширил свое влияние и накачал мускулы, преобразовавшись в коллективный орган. И это на фоне того, что закон в качестве главной задачи определяет “… развитие инициатив граждан по вопросам местного значения“.
Проблемы, которые не хотят видеть журналисты районок
К сожалению, районная газета “Наша Толочинщина”, опубликовавшая подробный отчет о работе совещания “Старейшина – это слово звучит сегодня гордо” http://www.natal.by/?p=18005 не захотела увидеть ни проблемных вопросов в организации работы территориального общественного самоуправления , ни перспектив эволюции этого института в свете изменений в законодательстве.
Важнейшим, на сегодня не решенным вопросом в этом плане, на мой взгляд, остается судьба городского самоуправления. Худо-бедно, но в деревне старейшины есть. В городе их не видно и не слышно. А значит, городские власти лишены права привлечь население к сбору финансовых средств на нужды жителей.
Вторая проблема: практическое овладение старейшинами новых форм работы.
Судите сами: сегодня закон “О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь” наделяет органы территориального общественного самоуправления (в нашем примере старейшин) вносить свои предложения по вопросам для рассмотрения на сессии Советов депутатов ( Статья 12). Но ни одному старейшину этого права никто не разъясняет! И не учит защищать интересы жителей через обсуждение проблемы на сессии Советов депутатов.
В свою очередь, закон Республики Беларусь от 4 ноября 1998 г. № 196-З “О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь” обязывает депутата Палаты представителей “.. в своей работе взаимодействовать с государственными органами, органами территориального общественного самоуправления, политическими партиями и иными общественными объединениями, изучать общественное мнение и при необходимости вносить предложения в соответствующие государственные органы, органы территориального общественного самоуправления и общественные объединения” ( Статья 24).
Где тот депутат Палаты – один на три района, а где и в каком медвежьем углу живет старейшина! Но законодатели позаботились о том, чтобы состыковать их точки встречи.
Совсем иную картину мы видим на примере депутатов сельсоветов. Они живут и работают рука об руку с избранными старейшинами. Но никому в голову не приходит прописать в законе необходимость их совместного взаимодействия в интересах защиты прав жителей деревни. Более того, в Регламенте Толочинского районного Совета депутатов закреплено законное право старейшин вносить сессии районного Совета свои предложения в повестку дня. Но потребовать встречи жителей своей богом и властью забытой деревни с депутатом районного уровня формально старейшины права не имеют. По крайней мере, оно до сих пор не закреплено в Регламенте. На практике обойти эту “баррикаду” на пути рандеву со своим слугой народа старейшина может. Но для этого ему надо обойти и собрать, вы не поверите, 75 подписей граждан. Такую несуразицу толочинские депутаты закрепили в своем Регламенте. Да ведь это количество ныне только на погосте и можно собрать во время похорон. Если покойников в список внести…
.Читатели, давите на своих депутатов райсоветов, надо вносить изменения в Регламент.Дурь надо искоренять.Для депутатов это не дурь, а уход от проблемных и насущных проблем. Депутаты хотят иметь мандат и статус, а работать не хотят. вот и приняли в Регламенте пункт о сборе 75 подписей.
Спасибо! Верное замечание! И совет верный по сути!