Ответ из Оршанского райисполкома: Официальных данных нет – увековечить жертвы репрессий нельзя

Авторские статьи

в Орше НКВД расстрелял по крайней мере около 1900 человек, в 1982 году во время строительства ветки железной дороги на Кобыляцкой горе были найдены остатки 50 человек в пулевыми отверстиями в затылках

Оршанский районный исполнительный комитет отказал родственникам расстрелянных в Орше в определении места для памятного знака жертвам сталинских репрессий 1930-х годов в связи с отсутствием подтверждающих документов. Ответы, подписанные заместителем председателя исполкома Олегом Смирновским и исполняющим обязанности председателя Михаилом Дудко, получило большинство родственников, обратившихся в исполком.

Ответ из Оршанского райисполкома: Официальных данных нет - увековечить жертвы репрессий нельзя
Кобыляцкая гора

В типовых ответах говорится:

В учетных данных «Зонального государственного архива в г. Орша» сведений о местах расстрела жертв политических репрессий на территории Оршанского района не имеется. Из-за отсутствия архивных документов, официально подтверждающих факт расстрела жертв политических репрессий, установить точное место и личности захороненных там людей не представляется возможным. При наличии архивных сведений, официально подтверждающих факты, изложенные в обращении, будет определено место увековечения памяти жертв политических репрессий в г.Орше.

Ответ из Оршанского райисполкома: Официальных данных нет - увековечить жертвы репрессий нельзя
место захоронения расстрелянных на Кобыляцкой горе

Индивидуальные и коллективные обращения в Оршанский райисполком направило более 15 родственников расстрелянных из Беларуси, России, Швеции и Италии. Они просили определить место для установки знака в память о репрессированных в Орше. Сам знак они готовы установить за свои средства. Некоторые обратившиеся приложили к письмам копии документов с указанием, что их предки расстреляны в Орше, а также публикации из районной газеты начала 90-х годов, где говорится об открытии городскими властями памятного знака на месте предполагаемых массовых расстрелов на Кобыляцкой горе. Но для чиновников этих документов оказалось не достаточно.

Ответ из Оршанского райисполкома: Официальных данных нет - увековечить жертвы репрессий нельзя
Анатолий Буласов

Дина Кацер, внучка Матрены Маркевич – автора орнамента на государственном флаге, трижды обращалась в исполком с просьбой установить памятный знак в память о расстрелянном в Орше дедушке Алексее Маркевиче.

Нам сказали, что моего деда расстреляли на Кобыляцкой горе под Оршей. В прошлом году мы туда поехали. Я была просто в ужасе! Замусоренный лес, пройти очень тяжело. Мы ездили весной, было скользко, грязно. Моя старенькая мама так и не попала на место расстрела своего отца. Тогда я в первый раз написала в Оршанский райисполком, что это позор. Что флаг с орнаментом бабушки побывал в космосе, а деда расстреляли, и его безымянная могила заросла бурьяном, – рассказала Дина Прокоповна.

Ответ из Оршанского райисполкома: Официальных данных нет - увековечить жертвы репрессий нельзя
Кобыляцкая гора. Уборка к Радунице

На обращение письменного ответа не было, правда, кто-то позвонил, не назвав своего имени, сказал, что райисполкому необходимо знать, сохранились ли документы про расстрел родственника. Дина Кацер направила в исполком копии статей из местных газет про установку в Сенно памятника своей известной бабушке и справки про расстрел дедушки в Орше и его реабилитацию. Но в ответ чиновники промолчали. Ответ она получила только после третьего обращения.

19 мая шесть родственников позвонили на «прямую телефонную линию» и.о заместителя председателя райисполкома Михаилу Дудко с тем же вопросом про мемориал, но услышали тот же ответ про отсутствие архивных документов.

Родственники репрессированных, объединенные в общественную инициативу «Кобыляки. Расстреляны в Орше», считают, что разрешение от властей – дело принципиальное. Некоторые из них готовы установить своим предкам памятники, кресты, но нет гарантий, что в лесу на Кобыляцкой горе они не станут добычей вандалов.

В настоящий момент инициативе «Кобыляки. Расстреляны в Орше» удалось установить связь почти с 20 потомками расстрелянных в Орше. Многие из них уже установили на Кобыляцкой горе памятные таблички, кресты и даже памятник с именами своих предков и их родственников.

Справка:

Согласно исследованиям историка Дмитрия Дрозда, в Орше НКВД расстрелял по крайней мере около 1900 человек, среди которых было более 1100 белорусов, свыше 500 поляков, около 40 евреев, а также представителей других национальностей. И это только те, чьи имена удалось отыскать в открытых базах данных.

В 1982 году во время строительства ветки железной дороги на Кобыляцкой горе были найдены остатки 50 человек в пулевыми отверстиями в затылках. Официальная комиссия в составе представителей министерств обороны, внутренних дел, прокуратуры, судмедэкспертов установила, что эти люди были убиты на Кобыляках в 1937-1940 годах. Найденные останки перезахоронили, а в ноябре 1990 года по решению Оршанского райисполкома на Кобыляцкой горе в честь жертв сталинизма был установлен памятный знак. Однако позднее официальное отношение к репрессиям в стране изменилось, и мемориал забросили. Более 20 лет за ним ухаживали общественные активисты.

Инициатива «Кобыляки. Расстрелянные в Орше» возникла в конце 2017 года. Главными инициаторами стали потомки расстрелянных, добивающиеся придания месту официального статуса. Теперь инициатива ищет потомков убитых, а также ведет поиск сведений о расстрелянных.

Где находится Кобыляцкая гора и что там теперь, смотрите здесь.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий