Обоснованно ли Сталин и НКВД обвинили Голодеда во вредительстве?

Сюжеты

Наш корреспондент проанализировал архивные документы о временах борьбы  “с троцкистами и вредителями” на Витебщине.

BC2_7299

80 лет тому назад Москва одобрила предложения высшего партийного руководства БССР о внесении в Уставы сельхозартелей положений  о размерах приусадебных участков колхозников. Для большинства районов Витебщины эта норма была определена в размере от 25 до 50 соток. В Россонском, Дриссенском и Лепельском – от 30 до 60. Районные газеты отреагировали на это соответствующими публикациями официальных документов за подписью тогдашних руководителей республики. Первым стояла подпись председателя СНК БССР  Н.М. Голодеда, второй – первого секретаря ЦК ВКП(б)Б  Н.Ф. Гикало.

Одновременно было обнародовано и партийно-правительственное решение о проведении после завершения посевных работы на территории БССР переучета всех посевных площадей.

BC2_7300

Содержание этих документов  интересны во всех отношениях и полезны для понимания сути социально-экономических процессов, происходящих в СССР в тридцатые годы. Особый интерес они  представляют в связи с тем, что часто приводятся в качестве примера двойственной политики сталинского руководства по отношению к своим соратникам по партии. Внешне такая позиция историков   выглядит убедительной. Ведь вчера еще бывшие фавориты Политбюро в середине  лета 1936 года  на Пленуме ЦК ВКП(б) по предложению, зачитанному Ежовым, были исключены из партии, а их дела переданы в Наркомвнудел вместе с материалами на других 17 партийных функционеров  с формулировкой “За измену партии и родине и активную контрреволюционную деятельность”.

27 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б) в своем Постановлении “О руководстве ЦК КП (б) Белоруссии” характеризовало деятельность Червякова, Голодеда, наркома земледелия Бенека как “левый уклон”. Досталось  и новому руководству республики, и персонально Шеренговичу, которому  было поручено ликвидировать последствия антикрестьянской политики своих предшественников.

Чтобы исправить близкое  к катастрофе положение в сельском хозяйстве  БССР, последовало специальное решение СНК СССР и  Политбюро ЦК ВКП(б) от 2 августа 1937 года “Об оказании помощи колхозному крестьянству Белорусской ССР и о ликвидации последствий вредительства в деле колхозного  устройства”. С полным текстом этого весьма красноречивого текста можно ознакомиться здесь http://istmat.info/node/33475\.

Обратим внимание на детали, которые свидетельствуют о существенном отличии в оценке общественной опасности деяний, совершенных бывшими руководителями Беларуси. Вредители названы  в нем, как  “банды национал-фашистов и агентов иностранных фашистских государств, пробравшихся в руководящие земельные и советские органы БССР”. Если мы откроем энциклопедические справочники,  изданные  в последние десятилетия, то увидим, что теперь все они проходят по разряду “партийный и государственный деятель”, а  их именами названы улицы в Минске. Наконец, все они реабилитированы и внесены  в списки жертв не обоснованных политических репрессий.

Чтобы объективно и не предвзято дать оценку роли  бывших “национал – фашистов”  и, соответственно, взвесить на весах истории и времени  обвинения в адрес бывших “партийных и государственных деятелей” предлагаю присмотреться к фактам.

Их можно классифицировать по таким показателям:

“Раскулачивание” образца 1936 года 

В годы коллективизации у кулаков были изъято примерно т100 ысяч гектар земли. Раскулачивание коснулось по разным данным от 20 000 до 50 000 тысяч семей белорусских крестьян.

А в результате “раскрестьянивания” колхозников под руководством Гикало – Голодеда – Шаранговича  в 1937 году  за подписями Молотова и Сталина Москва обязала  СНК БССР отвести колхозникам 32 000 га  при усадебных земель, ранее незаконно отрезанных вредителями и зачисленных в общеколхозные фонды. В срок до 15 августа предписывалось закончить отвод земельных участков колхозников в размерах норм, установленных Уставами колхозов. То есть примерно до 30 – 50 соток. Мы должны принять во внимание, что вредители не могли лишить колхозный двор приусадебного участка полностью. В то время жизнь колхозника почти на половину зависела от доходов со своего двора. Урезая возможности крестьян для поддержания своего благосостояния путем незаконного сокращения  земельного приусадебного надела на  10  соток, чиновники искусственно создавали недовольство советской властью. По самым скромным  расчетам получается, что  численность таким образом обозленных семей колхозников на порядок превышала число ранее раскулаченных.  Приплюсуем сюда и тех, у кого огород около дома был изъят в колхозный массив, а приусадебный участок был нарезан в общем массиве вдали от усадьбы. Сегодня такие действия квалифицируются как самоупрямство. И как злоупотребление служебным положением. Колхозы усилили ( и усилили здорово), путем предоставления  им в вечное пользование (при Лукашенко это тихим сапом забыли и отменили) 480 тысяч га леса и лесных угодий. Прежний порядок лесопользования был назван вредительским.  Ныне об этом прилагательном забыто.  Еще раз обратим внимание: колхозы стали богаче, получив свою собственность с занесением в акты на вечное пользование 110 тыс. га лесов государственного значения и 370 тыс. га лесов местного значения. А еще из числа лесных угодий передано колхозам 93 тыс. га сенокосов, вырубок и пастбищ, находящихся в лесах. При этом (внимание!)  была установлена  ответственность колхозов за соблюдение государственных правил лесоиспользования и лесовосстановления в лесах, находящихся в их вечном пользовании. Колхозы обязали проводить лесонасаждения в размерах не меньше вырубаемых площадей.

Одновременно решением из Москвы была отменена инструкция Наркомзема БССР и Управления лесоохраны и лесонасаждений при СНК БССР, изданная в 1937 г., «О правилах пасьбы скота в лесах государственного и местного значения» как неправильная и противоречащая интересам государства и колхозников. Вредительской ее, правда, не назвали. Колхозам, колхозникам и единоличникам было разрешено беспрепятственно пасти скот в лесах как государственного, так и местного значения, за исключением площадей, занятых лесопитомниками и молодняком.

Оставшаяся часть единоличников была стимулирована к вступлению в колхозы тем, что их освободили от внесения в колхоз стоимости семян и коня. Все недоимки на 1 января 1937 г. по задолженности прошлых лет, как по натуральным, так и по денежным платежам с их списали. Начиная с 1937 года, нормы молокопоставок для колхозного двора Белоруссии были установлены в размере 55 литров с коровы. При  тогдашнем надое с коровы в 1500 – 2000 литров молока это составляло всего 2 – 3 %.

 О вредительстве  путем создания  совхозов 

По итогам проверки НКВД в БССР в 1937 году пришлось ликвидировать 138 вредительски организованных совхозов и передать землю этих хозяйств, а также часть земель остающихся совхозов — всего в количестве 230 тыс. га в первую очередь тем колхозам, у которых она была вредителями отрезана. С занесением передаваемой земли в акты на вечное пользование землей колхозами. Делалось это весьма спешно. Передачу земли колхозам было предписано произвести не позже 1 сентября 1937 года. Распределение земли ликвидируемых совхозов производили комиссиям в составе: председателя рика, секретаря райкома, директора совхоза и председателей окружающих колхозов с обсуждением проекта распределения земли на общих собраниях членов колхозов. Решения этих комиссий утверждались пленумами районных исполнительных комитетов. Скот ликвидируемых совхозов частично  был продан колхозным фермам на условиях 3-5-летнего кредита в размере 90% от стоимости покупаемого скота (из 3% годовых).

На базе расформированных совхозов были образованы МТС и, соответственно, расширена государственная помощь колхозам тракторами. Всего было образовано более 60 МТС. Им поступило более 900 гусеничных тракторов с соответствующим комплектом прицепного инвентаря. Обратим внимание на одну деталь: имущество и постройки совхозов, а также трактора из ликвидируемых совхозов машино-тракторным станциям, передавались безвозмездно.

Об это стоит сказать отдельно в свете вступившей в силу в 1936 году Конституции СССР, которая закрепила экономическую основу страны  в виде двух равноправных видов собственности – общенародной и колхозно-кооперативной. К сожалению, в отечественной историографии проблемы идеологического противоборства по этим вопросам в период разработки и принятия нового Основного закона СССР мало исследованы. И совершенно обходится вниманием, что именно  успехи  на мирном фронте принесли партии поддержку народа, и вызвали оживление противников генеральной линии из числа троцкистов, делавших ставку на поражение СССР, восстановление власти капиталистов и помещиков, и на этой основе взращивание армии пролетариата для победы над капитализмом  в грядущей мировой революции.

Какому из двух путей развития служили мероприятия, проводимые в БССР в то время  под руководством тогдашних лидеров партии? Об этом пусть читатель делает выводы самостоятельно.

  IMG_20150109_170628[1]

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Алексей

    Да, эта статья заставляет задуматься над тем, каким должно быть социалистическое сельское хозяйство. в период коллективизации было сделано много ошибок, особенно на местах. Не было чётких инструкций, кого считать кулаками или они специально не доводились до исполнителе. А исполнител кто? зачастую это были безграмотные молодые люди включённые в состав комиссий по разным мотивам, в том числе и враждебных элементов. Это сейчас мы понимаем,что кулак это тот имел наёмных работников на своём дворе и никак не тот глава семьи, что силами своей семьи вёл рационально своё хозяйство и был зажиточным крестьянином. это не кулак. А сколько таких крестьянских дворов пострадало? А где были руководители республики в это время? Они подписывали документы раскулачивания крестьян! Не рассматривая конкретно списки. крестьянских дворов подлежащих раскулачиванию. Для крестьянского двора всегда важно было иметь в собственности приусадебный клочёк земли, земля их кормила. объединившись в колхозы крестьяне смогли эффективно обрабатывать значительные площади земли и оставались крестьянами. Другое дело совхозы . Рабочие совхозов – это сельские пролетарии, а это противоречит психологии сельского жителя. Кто в республике виноват в таких перекосах? Сталин? Он сколько раз в то время был в республике? Наверное. необходимо анализировать деятельность руководства республикой того периода. Думаю НКВД и провело такое расследование и были суды по соответствующим делам и в рамках тех законов, что действовали в то время. Изучайте истори ческие материалы, анализируйте и мы поймём кто есть кто.

    Ответить