Абсурд сегодняшней системы образования: будущее завит от оценки в школе, боязнь ошибки и оторванность от реальности

и повальное желание выпускников покинуть страну в поисках лучшего

Почти 8% выпускников считают школьные годы пустой тратой времени, около 15% убеждены, что их будущее напрямую зависит от оценок, а более 58% отличников занимались с репетиторами. Фактам и цифрам, представленным социологом Исследовательского центра ИПМ Дарьей Урбан, удивлялась корреспондент МЛЫН.BY.

«Школьные годы чудесные, с дружбою, с книгою, с песнею…» — под мелодию Дмитрия Кабалевского вальсировали и подпевали многие поколения выпускников в Советском Союзе.

У сегодняшних школьников совершенно другая жизнь и интересы, да и само сравнение тех подростков с нынешними по меньшей мере некорректно. А вот в белорусской системе среднего образования, как выяснилось, изменений произошло не так уж и много.

Наши программы практически те же, что и 50 лет назад, а время ушло далеко вперед, — считает автор исследования Дарья Урбан. — Сегодня наши дети учат те же стихи, что и их бабушки и дедушки. Доходит до абсурда, когда в учебниках по информатике они читают «вставьте дискету в дисковод» или описание компьютерной мыши. Многие страны поняли, что нужно двигаться вперед. Мы же  ждем, пока это решение будет вызвано острой необходимостью.

Интересные рассуждения психолога про 6 страхов поколения, которые мы усердно вбиваем в голову нашим детям, но которые уже давно не работают, и про то, что иногда не мешало бы кое-что делать «тяп-ляп», читайте здесь.

Справочно:

Опрос Исследовательского центра ИПМ проводился в марте — июне прошлого года. В нем участвовали 1000 недавних выпускников и нынешних школьников со всей Беларуси, а также 18 учителей и преподавателей вузов. На основании их анкетирования и расширенных интервью исследователи определили главные проблемы современного среднего образования.

1. Система школьных оценок — причина неуверенности в себе

Больше половины школьников считают, что для их будущего важны хорошие оценки. При этом прослеживается тенденция: чем выше успеваемость, тем сильнее такая уверенность. Получились такие цифры по соотношению количество опрошенных / средний балл:

  • 30% — 7
  • 27% — 8
  • 20% — 6

А вот учителя убеждены, что десятибалльная система оценок не очень объективно показывает уровень знаний предмета и ее надо пересмотреть. В то же время исследователи убеждены, что сегодня ни в одной стране мира не существует идеальной оценочной шкалы, но именно белорусская система провоцирует у школьников боязнь ошибок. Низкие баллы часто влекут за собой строгие санкции со стороны родителей, а потому, взрослея, люди вырабатывают алгоритм, где риск ошибиться минимален.

Боязнь совершать ошибки в последующем порождает не самых эффективных участников рынка труда. Такие люди, как правило, не проявляют творческой инициативы, не генерируют новые идеи и т.п., что в свою очередь негативно сказывается и на экономике страны, и в целом на обществе, — делает вывод Дарья Урбан.

Напомним, в начале этого учебного года в правительстве снова стали говорить о несовершенстве 10-балльной системы и о том, что неплохо бы вернуться к старой 5-балльной системе.

В прежние времена все было четко: четыре — это четыре, пять — это пять. А сейчас все расплывчатоМы предложили общественности обсудить вопрос о возврате к пятибалльной системе. Многие это предложение поддерживают, — говорил тогда Василий Жарко. — Если останется десятибалльная шкала, я не возражаю. Но она должна быть объективной, — добавил Василий Жарко.

2. Получить профессию на родине, а работать — за границей

Современная молодежь, как показало исследование, при выборе будущей профессии во главу угла ставит хороший заработок. На второй ступени по значимости — интерес. И только 11,6% участников опроса ответили, что самое важное — приносить пользу обществу.

  • Почти половина выпускников готовы уехать за границу, если там им предложат работу
  • 19% готовы паковать чемоданы при первой возможности, даже если условия будут менее привлекательными, чем дома
  • Патриотизм продемонстрировали всего 16% опрошенных, которые сказали, что не покинут родину ни при каких условиях.

Такой уровень намерений уехать из страны, по мнению экспертов, достаточно высок. А если учесть, что среди потенциальных эмигрантов 59% отличников и 48,5% хорошистов, отечественный рынок труда может потерять интеллектуальную элиту.

Наиболее популярными специальностями опрошенные назвали следующие:

  • коммуникации
  • право
  • экономику и производство
  • технику и технологии

При этом самые востребованные направления —информационные технологии, здравоохранение, общественное питание и бытовое обслуживание.

Школьники с невысокой успеваемостью выбрали такие специальности:

  • сельское и лесное хозяйство
  • садово-парковое строительство
  • общественное питание
  • бытовое обслуживание и строительство

58% опрошенных считают гуманитарные науки востребованными, — отметила Дарья Урбан. — Примечательно, что 21% респондентов затрудняются ответить на этот вопрос: они не понимают, как их применять.

3. Знания, которые не пригодились в жизни

53,7% учащихся, ответили, что после окончания среднего учебного заведения им больше всего пригодились уроки русского языка. Это ввело в ступор многих учителей. Получается, все, что делает школа, направлено исключительно на сдачу ЦТ и последующее поступление в вуз.

Вывод экспертов: школа оторвана от реальности. Она стремится вложить в головы учеников как можно больше готовой информации без навыков ее практического применения. Она не учит детей учиться, получать знания, не отвечает запросам рынка труда.

Мир развивается очень быстро, многое устаревает. При такой активной динамике устаревшая модель передачи знаний не работает, — уверена социолог Дарья Урбан. — По мнению учителей, с которыми мне приходилось общаться в ходе исследования, самый главный навык, который может дать сегодня школа, — это умение учиться, иными словами, не зубрить материал, не запоминать информацию, а уметь ее найти и правильно использовать. Вот этого как раз белорусские школьники и не получают.

По мнению экспертов, система среднего образования нуждается в серьезном преобразовании, однако четкое видение перемен пока отсутствует.

Напомним, с 15 декабря 2016 года в Беларуси новый министр образования – экс-лидер Коммунистической партии Беларуси, человек с дипломом учителя, но с небольшим опытом работы в образовании, Игорь Карпенко, которого Президент Беларуси назвал «знающим основы нашей советской школы». Про 12 инициатив министра можно прочитать здесь.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА