ведь бюджет трещит по швам
«Заўтра тваёй краіны» рассказывает с помощью экспертов, какими еще поборами власти хотят обложить автомобилистов.
В конце февраля руководитель «Минскоблдорстроя» Денис Степанов предложил пересмотреть систему сбора транспортного налога и включать его в стоимость топлива, объяснив это тем, что такая схема более оправдана: «чем больше человек ездит, тем больше он и платит».
Позже на такую идею в эфире телеканала «Беларусь 1» первый заместитель министра транспорта Алексей Авраменко. Чиновник отметил, что «нынешний механизм может быть усовершенствован, но речи не идет о включении дорожного сбора в цену топлива».
Придется ли белорусским автомобилистам вновь раскошелиться?
Сухов: Ставки транспортного налога будут расти
Представитель объединения «За авто» Федор Сухов считает, что как-либо усовершенствовать существующую модель власти вряд ли смогут:
Переносить транспортный налог в цену топлива они не станут, так как это будет нонсенс, ведь туда уже включен акциз. В этом случае в цене топлива будет сразу два налога на дорожные нужды.
Тем не менее, собеседник уверен, что чиновники будут поднимать ставку налога, потому что «бюджет трещит по швам»:
Слова об усовершенствовании – это повод затянуть время. У нас есть система BelToll, и если использовать те деньги, которые она приносит, можно покрыть всю страну первоклассными дорогами.
Сухов замечает, что с 2013 года состояние дорог стало существенно ухудшаться:
Достаточно отъехать на 100 километров от Минска и свернуть с трассы – и вы увидите, что с дорогами вообще беда. Я знаю несколько населенных пунктов, которые еще с советского времени имели асфальтовое покрытие, сейчас там ехать нельзя, а народ едет по обочинам.
Ковалкин: Платить штраф выгоднее, чем пошлину
По мнению руководителя проекта «Кошт урада» Владимира Ковалкина, белорусские власти могут прибегнуть к техническим новшествам, чтобы увеличить собираемость транспортного налога:
Они могут, к примеру, поставить автоматические регистраторы для считывания номеров, чтобы из потока можно было выбирать машины, не прошедшие техосмотр – и, соответственно, выписывать им штрафы.
Более того, чиновники могут увеличить штрафы, чтобы у людей было больше стимулов платить пошлину, чем штраф:
Сегодня платить штраф выгоднее, чем пошлину, поэтому около 30% не проходят техосмотр, просто потому что не видят в этом никакого смысла.
Власти Беларуси, начиная с 2007 года, когда был отменен налог с продаж топлива, который шел в Дорожный фонд, приняли решение заменить его акцизом:
Сначала акциз шел в бюджет и затем на дороги. Тем не менее, позже эти деньги стали пускать на другие нужды. То есть, людей просто обманули, — поясняет Владимир Ковалкин. — Потом появилась дыра в бюджете и возникла необходимость вводить пошлину за допуск к движению. Но и это не конец истории. Если Президент лично сказал о том, что вся эта пошлина пойдет на строительство дорог и капремонт, то сейчас деньги оттуда идут и на текущий ремонт. То есть, средства начинают распыляться на нецелевые нужды.
При таком подходе ни о каком качестве дорог говорить не приходится, резюмирует собеседник.
Если предаться мечтам,что бюджет когда-нибудь будет профицитным,а средств будет достаточно на все статьи госрасходов-всё равно будем ездить по плохим дорогам.По той простой причине,что у нас не умеют строить.Что касается непосредственно денег-результат оказался вполне предсказуемым.