Теплоход «Витебск»: что в имени твоем?

Исследование по итогам путешествия в прошлое по маршруту Витебск – Пинск.

DSCF3750

Любуясь видом прогулочного теплохода «Витебск» на волнах Двины, сожалею о том, что история с биографией его имени оказывается не востребованной краеведами, историками и идеологическими работниками. Если послушать рассказы тех, кто поднимался на борт «Витебска», то в лучшем случае вы услышите пересказ справки из «всезнающей» электронной энциклопедии «Витебск». Вкратце это выглядит так: прогулочное судно лёгкого класса, приписано к речному порту (филиал «Витебскводтранс» РУЭСП «Днепробугводпуть») Витебска. Используется для речных прогулок по Западной Двине в черте города.

Теплоход спроектирован гомельским ОАО «Белсудопроект»,  и построен за шесть месяцев 2010 года на Пинском судостроительно-судоремонтном заводе по проекту 95100. Стоимость теплохода составила 1,4 млрд. рублей. Длина судна 25,5 метра, ширина 5,5 м, высота 5,7 м, осадка 0,55 м. Масса теплохода — 45 тонн. «Витебск» вмещает 55 человек. Из Пинска теплоход доставлен по суше — автопоездом «МАЗ» транспортного предприятия СОО “Белдортяжтранс”. Спущен на воду в витебском речном порту 9 октября 2010 года.

Предварительно в Витебске был углублён фарватер Западной Двины и построено 3 плавучих пристани. Всего на организацию теплоходных прогулок было затрачено около 4 миллиардов рублей (вместе со стоимостью судна).

Я умышленно опустил из процитированной справки такую характеристику объекта моего журналистского исследования, как количество туалетов на судне, но оставил названия организаций, внесших свой посильный вклад в освоение бюджетных средств на организацию понравившихся горожанам и гостям «культурной столицы» Беларуси теплоходных прогулок. Свой «пятак» в воскрешение подлинной истории теплохода «Витебск» я вношу в форме фотоотчета  о поездке в славный город Пинск. Куда я убыл с целью приоткрыть тайны «белых пятен» в истории  боевого корабля ( монитора «Витебск»)  Пинской речной военной флотили .

Добраться до Пинска из Витебска более чем просто.  Вечерний поезд «Витебск – Брест» прибывает на железнодорожный вокзал города на Пине рано утром.

Пешком до речного порта – полчаса неспешной ходьбы, и вы увидите пришвартованный к дебаркадеру  на берегу Пины у ее слияния с более полноводной рекой Припять теплоход с надписью «Пинск». Он ожидает прихода рабочего дня в состоянии  утренней полудремы.

DSCF3833

По флотской традиции отсчет этого времени начинается с  раз и навсегда заведенного, на первый взгляд обыденного ритуала, именуемого «подъем флага». Учитывая, что не все наши читатели готовы по утрам видеть этой действо, предлагаю свой краткий видеоотчет.

Но первый же встречный горожанин и уж тем более вахтенный матрос этого судна упорно будут называть его  … «Витебском». В правомерности бережного отношения к реликвиям прошлого можно убедиться прямо в рубке, на рабочем месте капитана прогулочного теплохода, где в оптическом центре несколько десятилетий висит картина местного художника, на которой изображен в своем недавнем прошлом этот самый теплоход «Пинск» с надписью…. «Витебск».

DSCF3798

Хозяин прогулочного теплохода, кому на борту принадлежит вся власть  и ответственность за жизнь пассажиров, разрешил мне совершить  прогулку на настоящем и подлинном «Витебске» по реке Пина с заходом в воды реки Припяти.  Неспешный маневр теплоход совершал под прицелом чудом сохранившегося железобетонного дота ( долговременной огневой точки) времен Первой мировой войны.

По итогам осмотра теплохода «Витебск – Пинск» я задокументировал  историю его постройки из  краткой справке на металлической табличке.  Обратите внимание на количественное превосходство  предшественника витебского двоюродного брата. Он рассчитан на 243 пассажира.

С предупреждением  «Не для печати!» мне поведали историю о  том, как на борту «Витебска»  одновременно перевезли более 800 пассажиров… Были времена, когда трудяга «Витебск» ходил переполненным по Припяти до Мозыря…

Ныне редкое судно бороздит воды этой реки и его своенравного притока Пины… и прогулочные рейсы, бывает, срываются по причине … отсутствия пассажиров. Зато арендовать сразу весь теплоход, чтобы покатиться в самые глухие места Полесья и отдохнуть в рамках корпоративной маевки, можно легко и просто и всего за несколько миллионов рублей. Выбирай на вкус,  все согласно прилагаемой прямо на борту теплохода схемы водных путей Днепро – Бугского канала.

Впрочем, более убедительно об этом смотрите короткий видеофайл

Посетить Пинск и прокатиться по волнам Пины и Припяти на вывшем теплоходе «Витебск» стоит еще и пот ому, что это название увековечило героический боевой путь  от Пинска до Киева в 1941 году речного монитора  «Витебск» в составе Пинской военной флотилии. Но это –  пусть и не совсем иная история, но я ее расскажу в отдельном исследовании.

(Продолжение следует)