Эммануил Виторган: От положительных героев я отказывался…

Известный российский актер театра и кино Эммануил Виторган на авторской встрече, прошедшей в Витебске в рамках образовательного форума “Арт-Лимуд Беларусь”, говорил о женщинах, Украине и навсегда ушедших от нас актерах.

Авторский вечер Виторгана в Витебске можно было бы назвать встречей-реквиемом (“Захотелось песнею негромкою мне коллег ушедших помянуть”). Но в песнях, стихах, миниатюрах Виторгана было столько жизни, веры и силы, что всё это прозвучало как жизнеутверждающий гимн. Заполненный зал театра имени Якуба Коласа провожал актёра стоя…

артлимуд-9

Приводим всего несколько фрагментов выступления Эммануила Виторгана в Витебске. К сожалению, воспроизвести особую интонацию и витальную энергетику, которая царила в зале во время встречи, нам не удастся.

О теннисе Володина

– Александр Володин – великий наш драматург, писатель, киносценарист (сценарии к фильмам “Пять вечеров”, “Старшая сестра”, “Осенний марафон” и т.д. – “ВК”). Я говорю сейчас о нем, хотя о каждом могу рассказывать огромное количество замечательных историй.

Он прошел войну, испытал вся и всё после войны. Я дружил с ним 30 с лишним лет, и надеюсь, что и до сих пор мы с ним дружим… Он ушел в 2000 году из жизни.

Он жил в Ленинграде, у него была маленькая квартирка такая, двухкомнатная. В одной комнате все было завалено: и лежанка, и масса всяких рукописей, и так далее. А вторая комнатка, метров десять, наверное, была абсолютно свободна. И там стоял стол для настольного тенниса. Он еле помещался в эту комнату. Но Володину партнер не нужен был, потому что одна часть стола все равно утыкалась в стену. Поэтому он вставал, умывался, выпивал, и очень крепко порой, потому как его к этому жизнь, наверное, вынудила, потом подходил к этому столу и начинал бить этот шарик. Тот отлетал от стенки. Теннис со стенкой…

А потом садился и работал. И когда-то я обнаружил, что еще он пишет стихи…

 О правде

– Я делал огромное количество поэтических программ. Но после того как я прочел стихи Володина… Еле-еле уговорил, потому что он все в стол запускал. Если его пьесы и сценарии не издавались, потому что были запрещены нашими прекрасными органами, то стихи он сам прятал в стол.

Он был паталогически скромен. Постоянно говорил, что все, что написал и пишет, – это такая ерунда: “Пустяки. И правильно, что не разрешают”. Но я уговорил его предоставить мне возможность прочесть часть стихотворений. И вот с тех пор я всегда читаю его стихи. Они просты и потрясающи по содержанию.

артлимуд-5

Он когда-то написал: “Правда почему-то потом торжествует. Почему-то торжествует. Почему-то – потом. Почему-то торжествует правда. Правда, потом… Но почему-то – обязательно. Человечеству она почему-то нужна. Хотя бы – потом. Почему-то потом…  Но почему-то обязательно!”

В Володине никогда не было ни слова злобы, несмотря на то, что судьба его была далеко не самой гладкой. Только о добре, только о том, что надо нам, “человекам”, жить лучше…

О жёнах и жизни

– Должен вам сказать, что я в своей жизни замечательно относился к женщинам. И продолжаю так относиться. Я не кокетничаю, я уже не в том возрасте. Вы на экране видели Аллочку Балтер (народная артистка России, ведущая актриса театра им. В. Маяковского, снималась в фильмах “Следствие ведут знатоки: Ответный удар”, “Ларец Марии Медичи”, “Черный квадрат” и др. – “ВК”).  Это моя супруга, с которой я прожил 30 лет. Самых замечательных лет.

Мы ни разу не повысили друг на друга голос. Ушла из жизни Аллочка, и прошло два года, мучительных для меня. И я встретил женщину, молодую, на 20 лет с лишним моложе меня. И она меня вернула в эту жизнь, с которой я, честно говоря, хотел распрощаться после ухода Аллочки. Внуки уже были, сын уже был, и можно было заканчивать эту жизнь…

артлимуд-8

Но благодаря Ирише (Ирина Млодик – нынешняя жена Виторгана, известный российский психолог – “ВК”)  я понял, что ни один человек – никто! – не имеет права распоряжаться своей собственной жизнью. И конечно, – это уж категорически! – никто не может себе позволить распорядиться чужой.

…Поэтому к женщинам всегда относился и продолжаю относиться с глубочайшим почтением. Я нормальный человек, я встречался с девушками, безысходно, и расставались, но я очень старался не огорчать их, никогда. О женщинах можно говорить бесконечно…

О мясистых героях

– Когда я снимался в фильмах или играл на сцене, для меня важнее всего были так называемые отрицательные персонажи. От положительных я в кино в большинстве случаев отказывался.

артлимуд-7

А отрицательные, они, во-первых, очень мясистые такие, знаете. А потом мне было очень важно, чтобы люди понимали, что это – не лучший способ проживания жизни…

Об исчезнувших лошадях

– Давайте посмотрим фрагмент. Это – “Благочестивая Марта”. С Николаем Караченцовым.

артлимуд-2

Коля Караченцов, который пережил страшную аварию, вот уже 7 лет он бьется за жизнь. И такая надежда, что он вернется в полном объеме своих чувств. И то, что он сегодня рядом и бываем мы вместе – это огромное наслаждение, огромнейшее.

Здесь фрагмент, когда мы на лошадях (герои поют песню “У нас в Испании” – “ВК”). В первый день мы, как всегда, эпизод не досняли до конца. На следующий день мы приехали – а лошадей нет. Тем, кто ими распоряжался, оказывается, что-то там недоплатили, и они не приехали.

у нас в испании

Вот там кадры, где мы по пояс. Это когда разъяренный режиссер сказал директору ленты: “Коля, залезай ему на шею, а ты – его заместителю”. И вот, они сели под нами, и часть песни снимали таким вот образом….

Об Украине

– …Но жизнь так недолговечна. Как мы успеваем все эти мерзости делать? Как мы успеваем? Какая печаль сегодня в Украине. Какая печаль! И с той, и другой стороны. Я не говорю: ах, эти больше, а эти меньше. Сам факт! Кто мог предположить, что могут поднять друг на друга руки. Печаль страшная!

А жизнь-то, она складывается из всего нескольких пунктов. Я не знаю, пунктов пять, наверное, не больше…

О национальности

– Меня выпустили за границу не сразу. Почему-то так получилось странно. Я снимался в фильме, и должны были быть съемки в Афганистане и Индии. Еще в том Афганистане, мирном. Я играл одну из главных ролей. Короче говоря, мы уже собрали чемодан, постарались, чтобы он был максимально пуст, чтобы я привез из-за границы какие-то вещи своим родным и близким. Мне звонит директор фильма буквально за два дня до отлета и говорит: ты не летишь. “Как это – я не лечу?” А он говорит: “Пожалуйста, не мучай меня, поезжай в обком партии, кабинет такой-то”.

артлимуд

Я поехал. Но для меня это была загадка, я ведь был членом комитета комсомола. Захожу, сидит женщина такая. Я говорю: так странно, вот такая история. Она: “А чё здесь странного?” Я: “Ну объясните мне хотя бы, чтоб я понимал”. Она говорит: “Все очень просто, вы – еврей”… Знаете, у клоунов есть такое: они где-то кнопочку нажимают – и у них сразу струи такие из глаз. Вот и у меня так от неожиданности.

Так мало того, что они меня не пустили – они не пустили и самого режиссера фильма. Так что там части фильма снимались оператором.

Думаю, что наконец наступит тот день, когда каждый человек любой профессии или национальности будет знать, что не профессия главное, а человек. И будет всем значительно лучше. И можно будет постараться помогать друг другу, не смотря на фамилии и имена-отчества.

О пробуждении и “членских взносах”

– И вот такие откровения были. Я говорил, что меня редко выпускали за границу. Но сейчас нормально, много уже поездил, многое повидал. И вот заграничная такая зарисовочка: “Проснуться бы миллионером, Иль скажем Сан-Франциско мэром, Иль мужиком в два метра ростом, Или хотя б – проснуться просто…”

А вот еще одно: “Мне всегда было трудно привести домой женщину: сначала из-за родителей,  а потом – из-за жены”.

Или вот, путана на допросе: “Я вам твержу не первый год, почти на всех допросах, Что мой единственный доход – доход от членских взносов”.

 О зрительских креслах

– Я с величайшим почтением отношусь к своим коллегам. Я знаю, в какой степени это труд, в какой степени это риск по отношению к себе – проживать чужие жизни. Уж это я знаю точно, потому что испытал огромное количество жизней. В кино – чуть ли не больше 150. Но это прекрасно и замечательно, когда ты имеешь возможность сказать человеку, что хорошо, а что плохо…

артлимуд-3

Я тоже бываю в зрительском зале и смотрю спектакли и фильмы. И мне тоже, как и любому из вас, что-то может не нравиться. Но я никогда не поднимусь с кресла во время исполнения, а ведь некоторые еще иногда как стукнут сиденьем… Никогда, потому что я знаю, что, даже если тебе это не понравилось, ты должен понимать, что это все делается не за день и не за два. Это огромнейший труд!

Иногда читаешь сценарий и думаешь: ох как здорово! какой сценарий! Потом на экране – ну не получается и все! Почему – непонятно. А иногда вдруг вроде бы средний сценарий, а потом это влетает просто в души человеческие. И все в порядке…