Один день с работниками Транспортной инспекции Витебской области

Проблемы дальнобойщиков на дорогах Витебщины, техническая оснащенность машин Транспортной инспекции, такси и маршрутки Витебска. 

IMG_9907

Фото Андрей Горелик

Для начала комментарий начальника Транспортной инспекции по Витебской области Николаем Юнцевичем:

– Наша задача в первую очередь – обеспечение безопасности при оказании транспортных услуг. Это касается как международных перевозок, так и деятельности местных перевозчиков. Только за этот год было выявлено около 2800 различных нарушений, из них порядка 40 процентов – нарушения режима труда и отдыха.

Эти нарушения наиболее характерны для международных перевозок. Вот если, например, фуры вдоль обочины стоят – это наших сотрудников боятся. Потому что едут явно больше положенного. Часто бывает, что руководство предприятия ставит задачу таким образом, что доставить груз без нарушений в принципе невозможно. Все передвижения водителей фиксируются при помощи тахографа, а если водитель остановился на обочине – ничего уже не сделаешь.

Фура

Фото Андрей Горелик

Дальнобойщики периодически жалуются на нехватку стоянок. Такая проблема есть, не спорю, но можно ведь и с другой стороны посмотреть: те стоянки, что есть, стоят пустые. Почему бы не спланировать свой маршрут с учетом их расположения? Усталость означает большой риск в дальних поездках. По опыту знаю, что большинство ДТП, которые происходят с утра, совершаются по причине усталости или вовсе засыпания водителей. Поэтому за соблюдением режима труда и отдыха – особый контроль. Работы с “большегрузами” вообще хватает: добавляются сезонные ограничения по передвижению, платные дороги.

8(1)

Фото Андрей Горелик

Работаем также с такси и маршрутками, сотрудничаем с ГАИ и Налоговой инспекцией. Тут и нарушения правил проезда, и выявление нелегалов, и даже саму работу необходимо периодически проверять: как клиента обслуживают, в каком состоянии салон. В общем, контролируем транспортную деятельность от начала и до конца. Чаще всего это просто штрафы, но за грубые нарушения может последовать приостановление или лишение лицензии. Окончательное решение по поводу лицензий принимается уже в Минске. Но всегда главное – безопасность.

Как следует проникнувшись идеей борьбы за безопасность, выдвигаемся на трассу для проверки международных маршрутов. На часах около 11.00, но для сотрудников Транспортной инспекции Виталия и Олега – половина рабочего дня уже позади. На дежурство они вышли в 6.00, а закончится оно в 15.00. Вторая смена – с 13.00 до 22.00. Еще возможный график работы – с 17.00 до 2.00. Одним словом, скучно не бывает.

IMG_9887

Фото Андрей Горелик

Инспекторы расходятся по разным сторонам дороги. Долго ждать не приходится: буквально минута – и останавливается первый автомобиль. В среднем на проверку необходимо около 5 минут, но иногда бывает и больше. Все в порядке, можно ехать дальше.

Стандартная процедура проверки документов сотрудниками ГАИ длится менее минуты, поэтому время на выяснение транспортными инспекторами всей необходимой информации может показаться довольно длительным. Но эти 5-7 минут обусловлены большим количеством документов и временными затратами на проверку данных тахографа.

IMG_9809

Бинокль в служебном Geely лежит не для красоты, периодически ему тоже находится применение. К примеру, когда проводится декада техосмотра, с его помощью можно заранее разглядеть наклейку на лобовом стекле – и возможно, не придется лишний раз . останавливать водителя. Фото Андрей Горелик

Страховые полисы, путевые листы, техпаспорта, товарно-транспортные накладные, санитарные паспорта – это только часть документов, причем проверка некоторых из них необходима лишь в конкретно взятых случаях. Если маршрут международный, проверяется также наличие “дазвола”.

“Дазвол” разрешает проезд по территории страны. Бывают бесплатные и платные разрешения на проезд. Бесплатными страны обмениваются в установленный период времени. Иногда их нет, тогда компаниям-перевозчикам приходится “дазволы” покупать.

На одну страну – один такой документ, который может быть как транзитным, так и двухсторонним, возвратным. После пересечения границы он “закрывается”. Нередко в целях экономии тягач имеет “номера” одной страны, прицеп – другой.

Еще один остановленный водитель предоставляет документы на проверку.

Все есть, смотрите сами, – протягивает папку дальнобойщик.

Действительно, никаких нарушений.

collage

Фото Андрей Горелик. Коллаж автора

Еще часть времени тратится на проверку показаний тахографа – прибора, который точно фиксирует режим работы и отдыха водителя. Фиксация происходит при помощи личной карточки водителя с чипом, который находится в тахографе. Сменился водитель – меняется карточка. Сам прибор фиксирует все действия.

Самый простой вариант проверки режима работы – сделать распечатку за определенное время. Для неподготовленного человека это не более чем набор букв и цифр, но на деле небольшой квиток, похожий на чек из магазина, расскажет о времяпровождении водителя лучше него самого.

Еще один способ проверить режим работы – считать информацию с чипа при помощи специального устройства, которое подключается к нетбуку.

Другой вид тахографа – аналоговый. Эти приборы постепенно меняются на цифровые – до момента поломки или списания. Вся информация в таком случае фиксируется на “шайбы”. На одной “шайбе” помещается информация о режиме работы водителя в течение суток.

collage 2

Фото Андрей Горелик. Коллаж автора

В кабинах автомобилей атмосфера едва ли не домашняя. Точно так же, по-домашнему, водители со словами “сейчас-сейчас, где-то был” ищут необходимые документы.

В большинстве своем никакого хамства или чего-то подобного нет – все-таки у каждого своя работа, водители это понимают. Но встречаются отдельные индивиды, которые изначально настроены агрессивно, могут даже с кулаками полезть. Редко, но встречаются. Человеку надо рассказать и показать нарушение – начинаем разбираться вместе. В итоге говорит, что сам виноват. 

collage 3

Фото Андрей Горелик. Коллаж автора

В тахограф вставляется “флешка”, которая собирает всю необходимую информацию с самого аппарата с учетом всех карточек водителей. Чтение данных занимает порядка 5 минут, после чего “флешку” можно подключать к нетбуку. Информация в наглядном виде предстает на экране. К водителю появляется вопрос: в тахографе некоторое время отсутствовала карточка с чипом. В таких случаях предприятие выдает бланк подтверждения деятельности, или, как его называют, “письмо”. Документ подтверждает, что работник был занят какими-то другими рабочими вопросами, не связанными с перевозками, либо же и вовсе отдыхал.

У самых “ушлых” водителей бывают две карточки. В таком случае самое трудное – это доказать нарушение.

Если карточка не была установлена или принадлежит другому водителю, тахограф не работает или есть нарушения режима труда – штраф в размере 5.400.000 рублей. Эта сумма ложится на водителя. В случае необходимости информация о прошлых нарушениях легко отыскивается в “базе” с помощью смартфона с доступом в Интернет.

Бывало, что работника увольняли прямо по телефону. Останавливаем, проверяем и озвучиваем наказание. Водитель звонит руководству, описывает ситуацию. В ответ получает не помощь, а устное увольнение и уведомление о том, что за машиной скоро приедет другой человек.

Сегодняшний день едва ли не показательно-образцовый – никто из дальнобойщиков оштрафован не был. И на то есть несколько причин.

В пятницу движение не такое интенсивное. Машины поедут после обеда. Из России, в Россию. Но и водители тоже по рации своих предупреждают. Первые десять автомобилей остановил – и все, остальные, кому есть что скрывать, не подъедут. Сейчас наблюдается тенденция к снижению количества нарушений. На перевозках потоки стали меньше. Много фирм, которые занимаются грузами, начали пробовать себя в пассажирских перевозках. Рисковать они не любят, чтобы не потерять клиентов и маршруты. Поэтому большинство тех, кого задерживаем, допускают ошибки по незнанию.

collage 4

Фото Андрей Горелик. Коллаж автора

Отправляемся обратно в Витебск. Сначала проезжаем через центр города, где больше всего такси и маршруток.

Явных нарушений не видно:

Днем стараются не наглеть. Кто ждет клиента на стоянках или остановках – у того почти наверняка все в порядке. Есть плафон, вся необходимая оклейка на месте, желтые рабочие “номера” тоже есть, а на самом автомобиле можно прочесть информацию о перевозчике. Водители-мужчины часто забывают атрибутику снять.

– Девушки в этом плане более ответственны?

– Определенно.

Проехав через центр города, двигаемся к менее оживленной улице, попутно выискивая “старого знакомого”, с которым ранее инспекторам приходилось неоднократно сталкиваться на его излюбленном месте. Так и есть: автомобиль “дежурит” на пятачке у выезда со двора, но водитель кое-какой урок все же усвоил (надолго ли?). Вся атрибутика снята, плафон лежит под лобовым стеклом. Формально все в порядке, чтобы поймать “за руку”, необходимо дождаться, пока клиент сядет в машину.

Из-за поворота показывается маршрутка – водитель останавливается у края обочины. Проверка документов, пересчет пассажиров – все в порядке, можно ехать дальше.

Было похоже на “перегруз”, но нет, ГАЗель просто “устала”. Избыток пассажиров наблюдается в часы пик и во время перерыва в работе общественного транспорта. Тогда и люди не по правилам в салоне едут, и билеты не у всех есть.

IMG_9911

Фото Андрей Горелик

На дороге неуверенно появляется белый Hyundai. За рулем – девушка, которая судорожно что-то ищет между сиденьями. Эх, “накаркали”! Скорее всего, “счетчик” не был включен – так и есть. После этого следует малоприятная для обеих сторон процедура – выявление вины и оправдания. Водитель приглашается в служебный автомобиль. У него и пассажира уточняется информация о стартовой точке поездки – показания расходятся. Теперь девушке необходимо доставить пассажира и вернуться назад для оформления нарушения. Ей грозит штраф до 360.000 руб., но окончательное наказание будет определено после встречи Транспортной инспекции с директором.

Самое трудное в нашей работе – слушать и доказывать вину. Это таким психологом надо быть! Кто-то правду говорит, другие, наоборот, сочиняют, во что горазды.

IMG_9915

Фото Андрей Горелик

Тем временем к обочине “приглашается” еще один водитель такси. На крыле отсутствует часть необходимой оклейки. Нарушение незначительное, поэтому первый раз – предупреждение. За вторую такую остановку грозит более серьезное наказание.

А вот следующий и последний на сегодня остановленный водитель “перекрывает” все предыдущие нарушения. “Тертый” таксист до последнего пытается если не отвертеться, то хотя бы не “потерять лицо”.

IMG_9945

Фото Андрей Горелик

– Почему нет путевого листа? Где отметка медика и механика? Техосмотр? Потеряли?

– Ну как вам сказать. Вы же понимаете! Потерял!

Почему не закроете лицензию, не снимете полосы, желтые “номера”?

Я еду, елки-палки, со своим человеком постоянным! 22-й год в такси, сколько можно уже? Я “ипэшник”, машина моя, можно использовать как угодно, разве нет? Если я сниму полосы, придется красить машину! А белые “номера” мне в рамки не лезут!

Заберут Almera вашу.

Да мне машину сжечь проще, если отберут. Что там мне будет по статье по этой? Разбирательство в инспекции? Отправьте меня к кому попроще, кто там нормальный человек. Я сегодня уже так поезжу с “проездным”? Спасибо, мужики!

Скорее всего, еще одним “нелегалом” в городе станет больше – водитель не скрывает, что работать собирается в любом случае. В ходе разбирательства будет решаться вопрос об аннулировании лицензии. Нам же остается лишь сочувственно покачать головой.

Андрей Горелик, ABW.BY