Site icon Витебский Курьер

О тайнах и загадках истории Витебщины и о нашем отношении к ней

Памятный знак в честь 1000-летия Друцка. Фото: Андрей Дыбовский, globus.tut.by

Загадочное захоронение под Друцком, языческие центры Витебска, подземная часть иезуитского коллегиума на площади Свободы, а также почему не стоит возводить Софийский собор в нашем городе. В областной библиотеке состоялось знаковое событие сентября.

В понедельник, 14 сентября, в Витебске был знаковый день: состоялась презентация трех капитальных изданий, подчеркивающих историческую значимость именно Витебского региона. Особую ценность мероприятию придавало и присутствие двух известных археологов, которые занимаются изучением исторического наследия и прошлого Витебска. К завершению презентации подоспел и вице-мэр Витебска Пётр Николаевич Подгурский, который тепло поздравил Ольгу Николаевну Левко с выходом в свет очередного тома издания Национальной Академии наук. Сам он, в прошлом выпускник исторического факультета Могилевского пединститута им. А.Кулешова, работал в Могилевском областном краеведческом музее, принимал участие в археологических исследованиях. В своем выступлении Петр Николаевич подчеркнул взаимосвязь настоящего с прошлым:

Наш древний Витебск имеет богатую историю и за нее нам не стыдно. Хочу отметить и то, что в городе Старая Ладога открыт монументальный памятник, посвященный Рюрику и Олегу – легендарным варягам. Варяги были у нас в Витебске, были в Полоцке, были в Друцке. Они явились той политической надстройкой, элитой, которая дала толчок развитию древнерусского государства. 

Все это изложено в представленных книгах и я думаю,что эти книги будут востребованы не только научными работниками, но и читателями, которые хотят знать историю нашего родного края.

Торжественное мероприятие открыла директор библиотеки Татьяна Николаевна Адамян, которая кратко перечислила заслуги и достижения доктора исторических наук, профессора Ольги Николаевны Левко. Юрчак Денис Валерьевич, главный специалист главного управления идеологии, культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома, отметил, что презентация трех серьезных изданий подчеркивает историческую значимость Витебского региона.

Денис Валерьевич добавил, что представленные книги, в первую очередь, будут интересны для современных студентов исторического факультета ВГУ им. П.М. Машерова, которые занимались археологическими раскопками в Друцке и Полоцке. Была отмечена и фундаментальность работы, проведенной известными учеными:

Гэта не праца пісьменніка і нават гісторыка-навукоўца. Каб гэтыя кнігі выйшлі, патрэбны дзясяткі археалагічных сезонаў. А гэта даволі сур’ёзна і пра сур’ёзнасць гаворыць і колькасць старонак у кнізе.

Денис Валерьевич высказал большую благодарность Ольге Николаевне Левко за популяризацию археологического и культурного наследия Беларуси, отметив еще одну ее работу – «Археологическое наследие Беларуси»:

Гэту кнігу не сорамна набыць і падараваць замежніку, таму што яна прадстаўляе ўсё, што знойдзена ў беларускай зямлі, у самых розных рэгіёнах. И аформлена выданне шыкоўна – выдатнымі каляровымі фотаздымкамі, і тэкст дадзены на некалькіх мовах.

Автор и научный руководитель серийного издания «Древнейшие города Беларуси» Ольга Николаевна Левко поделилась с присутствующими:

Нет ничего приятнее, как встретиться лицом к лицу со своими читателями, с людьми, для которых ты пишешь, которым ты хочешь донести что-то, чего они еще не знали о собственном крае и о той земле, по которой они ходят каждый день. И чтобы они могли представить себе, насколько это важная ценность жизни и какое это счастье каждого из них в том, что они присутствуют именно на этой земле и что они могут гордиться этой землей и могут ее показать всем.

Собравшимся была продемонстрирована фотопрезентация, подготовленная для коллег-археологов из Швеции: следы присутствия на белорусских землях викингов из Скандинавии встречаются повсеместно, поскольку через наши края проходил путь «из варяг в греки».

Впервые серьезная и фундаментальная археологическая работа по изучению исторического прошлого Друцкого княжества собрана воедино в объемном фолианте. Это результат многолетнего кропотливого труда целого коллектива ученых и краеведов.

Фотография могильной плиты с цветной вкладки из книги «Друцк»

При исследовании окрестностей древнего Друцка экспедицией Национальной Академии наук в 2008 году был выявлен курган, в котором обнаружено загадочное коллективное захоронение из 38 человек – единственное в своем роде на территории Беларуси. Под толстым слоем насыпной земли в каменном саркофаге покоился ребенок. По окружности от него находился десяток тел, принадлежащих высокорослым мужчинам. А сверху было уложено еще около двух десятков тел мужчин и женщин. Предполагается, что этот ребенок имел непосредственное отношение к княжескому роду и похоронен был вместе со своими телохранителями и слугами. Что стало причиной его гибели, какая там разыгралась трагедия – этого мы пока не знаем. Похожие захоронения встречались на Украине, поэтому теперь историкам и археологам прибавилась пища для размышлений и переосмыслений нашего наследия. Каменная плита найденного под Друцком саркофага сейчас хранится в Витебском областном краеведческом музее.

Тема древнего Друцка, безусловно, весьма любопытна. Ранее мы уже писали об этом и не исключено, что вновь к ней вернемся.

За спиной у Левко О.Н. два стеллажа с написанными ею книгами

Очень интересны были рассуждения Ольги Николаевны о походах полоцких князей в новгородские земли, о принятии христианства, о строительстве полоцкого Софийского собора. В свете недавней инициативы сооружения в Витебске храма, аналогичному полоцкому Софийскому, ей был задан вопрос о том, что она думает по этому поводу.

Известный ученый ответила:

Я все-таки полагаю, что не зря показала сюжет с полоцкой Софией. Понимаете, она задумывалась как символ государственности, такой символ очевидный – вот наше величие! Оно во всем – и в княжеской власти, и во власти Бога, который нам покровительствует. И я думаю так: где построен был храм, где поставлен был – там ему и место.

Благовещенская церковь – старейший храм Витебска. Фото: Георгий Корженевский
Свято-Успенский кафедральный собор в Витебске. Фото: Ольга Витебская

Он тоже пережил тяжелую историческую судьбу – там, между прочим, была Богородичная церковь 14-15 века, она поставлена в том месте на Успенской горе. А ведь Успенская гора называлась Лысой горой до того, как стала Успенской – и не зря. Потому что с таким названием – Черная гора, Лысая гора – это были места-языческие центры, где и главные языческие божества были установлены. А когда христианизация пришла, то уже христианские священники использовали стремление людей идти туда, куда они ходили к Богу, и ставили уже на тех местах языческих свои храмы. И вот эта Богородичная церковь на Успенской горе дала начало всем тем храмам, которые ее сменили (а их было порядка пяти друг за другом) они то горели, то разрушались от ветхости. В конце 18-го века затеяли строительство каменного храма Успенского на месте всех его предшественников, и он тоже как символ христианизации этой территории. Поэтому я думаю, что для Витебска вот этих двух основополагающих храмов вполне достаточно.

После завершения презентации Ольга Николаевна Левко отвечает на вопросы пришедших на встречу

Ольга Николаевна высказалась против решения о возведении Софийского собора в Витебске и по другим причинам:

Говорят, что возведут его в абсолютно тех формах, в которых он был изначально. Но поймите, его начальные камни лежат в земле под тем храмом в Полоцке, который на сегодняшний день утратил свой начальный облик. Но таких храмов у нас по Беларуси – множество.

Отметила исследователь и «щепетильную» сторону этого вопроса, которая неоднократно поднималась среди общественности нашего города:

У нас на территории Беларуси разные конфессии. Изначально было православие, и все храмы, которые строились до 16-го века были православными, кроме нескольких католических храмов, поставленных после принятия католичества Ягайло. Но с конца 16-го века, когда сюда стали приходить миссионеры от разных католических организаций, например, базилиане, не строили храмы, а просто отбирали православные монастыри и переводили их в унию, в совместную католико-православную веру. Только католики-иезуиты и некоторые другие ордены стали строить свои храмы. Вот, например, иезуитский коллегиум был поставлен на территории Витебска там, где теперь площадь Свободы. Его подземная часть осталась целой – до 5 метров подземной глубины идут конструкции – это стены первого этажа и подвалы.

Мне сейчас священники витебские говорят: «Мы хотим воссоздать Николаевский собор».

Понимаете, это неправильно. потому что изначально там был построен иезуитский коллегиум католический, и если в 19-м веке этот католический костел отобрал православный Московский Синод в свою пользу и перестроил в православный Николаевский собор – это не означает, что его надо возводить.

А что же те руины, которые покоятся в земле, выбросить вообще? Ведь это наше историческое прошлое, хотим мы этого или не хотим. У нас люди разных конфессий живут бок о бок, и мы должны уважать все: и православие, и католицизм, и униатство, и другие религии, которые у нас имеют место.

Поэтому здесь, мне кажется, – право первенства. Чей храм был построен первым, он имеет право на воссоздание. А все остальные – извините, это была История.

Плод многолетней исследовательской работы находится под этой обложкой

В заключение отметим, что, несмотря на ограниченный тираж представленных изданий, несколько экземляров трех первых книг серии «Древнейшие города Беларуси» – «Витебск», «Полоцк» и «Друцк» – имеются в распоряжении читального зала Витебской областной библиотеки им.Ленина и ждут своего читателя.

Exit mobile version