Современная городская жизнь невозможна без такси. Когда же появился этот вид транспорта? И какие проблемы волнуют современных витебских таксистов?
Считается, что первое такси появилось в Древнем Риме. В истории этой цивилизации есть упоминание о платных колесницах, которые имели особый механизм из зубчатых колец и ящика на оси колеса (прототип современных таксометров). В них расстояние рассчитывалось с помощью камешков, которые падали в ящик при совмещении колец.
История такси Нового времени началась в Англии. В 1636 году кучера Лондона создали объединение и договорились о лицензии на извоз. Через год платный извоз появился в Париже.
Сначала такси назывались «хэкни» (разговорное название разъездной лошади). Это были тяжелые четырехколесные кареты, которые вскоре заменили двухколесными легкими открытыми каретами – кабриолетами. Слово сократили до короткого «кэб» и используют до сих пор. В начале двадцатого века на смену конным повозкам пришли электромобили с максимальной скоростью 15 км/ч. Уже в 1905 году электромобили стали вытесняться автомобилями с бензиновыми двигателями. В Англии появились автопроизводители, специализирующиеся исключительно на выпуске авто для такси. Одна из них – London Taxi International – и сейчас производит только лондонские кэбы, дизайн которых практически не изменился с сороковых годов.
Первое американское такси начало работать 13 августа 1907 года в Нью-Йорке. Эту часть бизнеса быстро подмяла под себя мафия. Было очень удобно использовать такси для перевозки контрабанды. Тогда этот вид транспорта могли позволить себе только очень обеспеченные люди. К 1950 году услуги такси уже мог позволить себе практически любой.
Сейчас в крупных городах Америки такси встречается не реже личных авто. Но профессия таксиста считается наименее престижной, и в таксисты обычно идут эмигранты, для которых не нашлось другой работы.
В России платные извозчики существовали уже в 18 веке. С появлением такси в Москве 1907 году оно сразу стало пользоваться огромной популярностью, и вскоре многие извозчики стали пересаживаться на автомобили. В 1925 году был открыт Государственный таксопарк.
Первоначально в него входили только автомобили фирм Рено и Фиат, но вскоре, когда начался выпуск автомобилей ГАЗ-А, ГАЗ-М, они были почти все заменены отечественные. В послевоенное время советский автопарк состоял в основном из автомобилей ГАЗ-М20 «Победа».
С 1948 года главными атрибутами советского такси являются шашечки на борту и зеленый огонек.
За сто с лишним лет с момента появления первых такси их количество увеличилось во всём мире в сотни тысяч раз. Естественно, что и проблем добавилось.
Про тарифы современных такси мы уже писали. А как живется тем, кто работает в такси сейчас? Что их волнует? О непростой жизни витебских таксистов корреспонденту «Витебского курьера» рассказал Андрей:
Работаю в такси с 2007 года. Сначала в одной фирме, потом в другой, сейчас «свободный художник». Проблем очень много, тем более если сравнивать со временем, когда только начинал.
Например, сегодняшняя цена за посадку пятнадцать–двадцать тысяч и за километр пять. Этот тариф не меняется уже пару лет. А во сколько раз выросли бензин, штрафы, всё остальное? Как тут можно заработать? Но цены не повысишь, потому что и фирм много появилось, и нелегалов.
Откуда берутся размеры штрафов, я не понимаю. В основном, они начинаются от 20 базовых, плюс их повышают за повторное нарушение. Но мы, таксисты, во сколько раз больше ездим обычных граждан? Конечно, чаще попадаемся. А бывает, что клиент опаздывает, просит побыстрее, если ГАИ остановит, штраф дадут всё равно. Нет человечного отношения, взаимопонимания… А если и есть, то очень редко. А кроме штрафов, у нас ещё и госпошлина, и страховка.
Совершенно непонятно, зачем нам проходить техосмотр дважды в год, если все равно ежедневно требуется предрейсовый осмотр. В общем, контролируют нас все – и транспортники, и ГАИ, и налоговая. И всем нужно платить.
Никаких встреч, пресс–конференций с нами не проводят. На моей памяти была одна года три назад. Они сами где–то что–то решают, принимают закон и дают объявление в газете. Кто не успел прочитать, тот не успел. К примеру, в 2009 был закон об ограничении возраста машин для работы не старше 10 лет. Я купил автомобиль за 9000 долларов, а через полгода закон отменили, доллар упал, и я продавал его уже за 6000. Или ещё случай. Когда я работал в фирме, один водитель работал без путевого листа. Его поймали, штрафанули, а у фирмы отобрали лицензию на год. Пришлось открывать новую лицензию, конечно, не бесплатно. Почему бы не ограничить в работе только водителя, который нарушил правила, почему должны страдать все?
Такое чувство, что на нас просто зарабатывают. Если так дальше дело пойдёт, скоро мы все будем работать нелегально, но это же не от хорошей жизни.
Ещё один «интересный» закон появился пару лет назад. Могут забрать права, если не выплатил кредит в срок. И как мне работать, с чего выплачивать? Никакой логики.
Ну и клиенты тоже… разные бывают. Вечером процентов восемьдесят пьяных, отказываются платить, драки часто происходят. Бывают и грабежи, и убийства. Кто где про это говорит? Но я всё–таки, конечно, надеюсь на лучшее.
Будем и мы надеяться, что Андрея услышат те, от кого зависит решение озвученных проблем.