Мы все, водители, пешеходы, ждем конца света. Вот в дополнение к красному свету загорелся желтый – и – поехали!
Каковы бы ни были Правила и каковы бы ни были развязки на дороге, перекрестки все равно останутся на ближайшие 30 лет, а значит, останется необходимость регулировать их проезд.
И на крупных из них регулировка методом «помехи справа» не срабатывает.
Американцы, как люди из страны, где автомобильное движение быстро достигло большой плотности, утверждают, что первыми установили светофоры для регулирования дорожного движения. 5 августа 1914 года на перекрестке авеню Эвклида и 105-й Восточной улицы в американском городе Кливленде появился первый светофор из зеленого и красного световых сигналов.
Британцы, впрочем, против такого трактования. Они считают, что впервые светофор появился в Лондоне 10 декабря 1868 года возле здания Британского Парламента. Его изобретатель – Дж. П. Найт, специалист по железнодорожным семафорам, вообще-то делал семафор, но из-за того, что в декабре ночи в Европе наступают раньше, чем люди ложатся спать (и, соответственно, прекращают дорожное движение), добавил вращающийся колпак, который смотрит в одну сторону красным, в другую — зеленым и подсвечивается изнутри светильным газом. Колпак вращался синхронно с семафором посредством дюжего полицейского. «Провращавшись» два месяца, колпак взорвался, а полицейский от полученный ран скончался. И о светофорах в Британии забыли до наступления XX-го века.
Но даже сами американцы оспаривают друг у друга первенство установки светофорных регулирующих приборов.
Нет сомнений, что именно плотность потока привела к появлению желтого сигнала светофора, цель которого – дать паузу перед движением следующего потока, чтобы предыдущий успел «убраться» с перекрестка.
В Витебске пока все не так страшно, но иногда приходится постоять аж от ЗАГСа до Свободы. Или от площади Ленина до площади Свободы.
Что касается Беларуси и ее светофоров, то в первой половине XX-го наша страна была разделена между СССР и Польшей. Соответственно: нужно изучить время появления светофоров в метрополиях.
В СССР светофор впервые применили в Ленинграде, а полное автоматическое регулирование группы светофоров в Москве – в 1955 году: на Садовом кольце пустили так называемую «зеленую волну». В Польше светофор появился несколько раньше, чем в СССР – в 1926 году, и, конечно, был шанс, что в Беларуси он тоже появится раньше, чем в СССР, например, в Гродно. Но не успел. Первый белорусский светофор появился все же в советской части Белоруссии – в Минске в 1938 году.
В Витебске первый светофор появился уже после войны. Хотелось написать, что он стоит там до сих пор, но, естественно, это неправда. И слава Богу. Не далее чем десять лет назад сотрудники межрайонного отдела организации дорожного движения ГАИ при УВД Витебского облисполкома писали письмо депутату 24-го созыва по 15 Индустриальному округу (то есть по улице Терешковой) Ольге Карач с просьбой повлиять на власти и добавить денег для замены самых старых светофоров Витебской области — в Орше (27 лет) и на перекрестке Леонова-Титова (19 лет). Депутаты, впрочем, власти как таковой не имеют и финансовых средств им никто не выдает. Но ситуация, тем не менее, за 10 лет улучшилась, и на вышеуказанных перекрестках (в Орше в основном – из-за «Дожинок») светофоры тогда заменили на более новые.
Более того, все больше и больше светофоров белорусского производства мы видим на наших перекрестках. Как человек, повидавший разные светофоры в разных странах, скажу, что наши – лучшие. За рубежом практически не встретишь отсчета цифр. Светодиодные же панно очень хорошо видны во время яркого дня, и не так сильно слепят ночью, как например повышенной яркости ламповые литовские светофоры в Вильнюсе.
У Вас не появлялось вопроса, почему выбраны именно такие цвета?
Оказывается, все просто. Чем ближе к «охотнику» (помните: «каждый охотник»…) тем дальше распространяется свет согласно физических параметров. Таким образом, красный свет виден дальше всего. Кроме всего, он инстинктивно вызывает тревогу у человека. Поэтому его сделали запрещающим.
Оранжевый и желтый – промежуточные цвета. Принципиально отличается от них зеленый, а следовательно, быть ему разрешающим. Поговаривают, в Японии первоначально применили синий цвет, как на железной дороге. Но позже пришли к выводу, что зеленый луче. Да и в японском языке нет разницы – и зеленый, и синий – одинаково зовутся.
Светофоры бывают разных типов. С водителями все просто, да и не совсем. Например, на перекрестке Янушковского-Гагарина две стоп-линии, однако когда неопытные или неместные водители видят впереди загоревшуюся прямо стрелку, то принимают его за разрешающий сигнал для себя, в то время, как это разрешающий сигнал для тех, кто стоит на второй стоп-линии, да и то, с требованием по Правилам уступить дорогу всем остальным транспортным средствам с других направлений.
Очень веселый светофор висел на площади Ленина. Два разных по продолжительности одинаковых желтых сигнала вызываkи у туристов веселье, но время бежит, и туристический объект заменен обычным, нетуристическидружественным светофором.
Есть в Витебске разрешающие сигналы, которые горят постоянно – при повороте направо с Московского на площадь Победы, например, или направо с Бровки на проспект Строителей. В таких случаях в Германии вешают просто табличку с зеленой стрелкой. Аналогично, в качестве эксперимента, повешены таблички со стрелками в Украине, и такие же таблички применены в Литве. Такая табличка и в Литве, и в Германии – аналог знака «Стоп». Поле остановки можешь поворачивать.
В Польше же если горит стрелка направо, то можно поворачивать, предварительно уступив дорогу пешеходам перед собой, а на зеленый сигнал – тоже можно поворачивать направо, но уступать дорогу пешеходам после поворота. В Польше и Германии зеленый не моргает, сразу сменяясь желтым. В Литве – моргает, и четыре раза вместо наших трех. Это важно, потому что в таких случаях наши сразу тормозят, и могут получить «в зад» более знающими, но более спешащими «местными».
Последние Правила дорожного движения запрещают пешеходам выходить на проезжую часть, если зеленый пешеходный сигнал заморгал. В предыдущих правила он извещал таким образом от том, что могут следовать автомобили. Сейчас об этом сообщает желтый кружок вокруг сигнала.
Поговаривают, что водительское удостоверение не выдают дальтоникам. Вообще-то, сигналы светофора расположены последовательно. И даже если светофор висит «на боку», он висит в строгой последовательности – красный всегда слева. Но специально для того, чтобы интегрировать страдающих дальтонизмом без помех в дорожное движение, корейцы придумали свой тип светофора.
И напоследок, хотелось бы напомнить водителям, что неработающий или неправильно работающий светофор создает опасность для дорожного движения. Так что смело звоните 6214444 или 7214444 (соответственно с Велкома или МТС, все через 029) и сообщайте, где чего неисправно. Ваш звонок примет дежурный УГАИ УВД Облисполкома и занесет в задания для исправления ситуации. Или пишите нам, мы сообщим об этом туда письменно.