Без права на отпуск

Город

Отдыхать от работы – право каждого гражданина Беларуси, которое закреплено в Конституции. Но всегда ли оно соблюдается? Приемным родителям Беларуси трудовой отпуск тоже положен. Формально.

Елена Кашина и Светлана Гречулина с 2003 года являются приемными матерями, в обязанность которых входит воспитание детей-сирот и повседневный уход за ними. Как и любой труд, работа приемных родителей оплачивается. Елена, которая воспитывает двух приемных детей, получает примерно 3 миллиона, Светлана, воспитывающая одного ребенка, имеет зарплату 2 600 000.

Светлана Гречулина. Фото из личного архива.
Светлана Гречулина. Фото из личного архива

На каждого приемного ребенка выплачивается пособие в 1 700 000. За эти деньги ребенка необходимо и вкусно накормить, и одеть-обуть, и в школу собрать, и развивающие игры приобрести.

Как школьным учителям, приемным родителям полагается длительный отпуск в 56 дней. До 2012 года проблем с отпуском не было. Выручали мужья, которые на время отпуска жен-приемных матерей оформлялись на работу. Но в 2012 году ситуация изменилась: теперь мужья должны были сидеть с приемными детьми бесплатно.

– Нас стали отправлять в формальные отпуска, – жалуется Светлана Леонидовна, – присылали уведомление об отпуске, выплачивали отпускные, только вот во время законного отпуска нам все равно приходится сидеть с приемными детьми и выполнять обязанности по их уходу.

И действительно, куда же можно отправить приемного ребенка летом? Безусловно, в оздоровительный лагерь. Детям-сиротам положены бесплатные путевки. Но на деле добыть их достаточно сложно.

– Если бы нам уже в мае месяце показали, куда мы можем отправить детей, в какие лагеря есть бесплатные путевки, мы смогли планировать свои отпуска, – объясняет Елена Кашина, – но ведь этого нет. Я только за два дня до начала смены в лагере получила путевки на детей с частичной оплатой. Лишь благодаря моему оперативному обращению в госорганы затраты были возмещены оперативно. Сейчас мои ребята отдыхают в Лесном озере, а вот приемный сын Светланы находится на обследовании в больнице.

Елена Кашина. Фото из личного архива.
Елена Кашина. Фото из личного архива.

– Нас заставляют уходить в отпуск, – подтверждает Светлана Гречулина, – а детей оставляют на это время в семье. Что за парадокс? Я шестого июля подала в отдел образования заявление об отказе от трудового отпуска. Зачем мне терять две своих зарплаты, когда я весь свой отпуск нахожусь с воспитанником?

– Из 200 приемных детей Витебщины только 10 получили в прошлом году бесплатные путевки в лагеря, – поясняет Елена, – что же, нам приобретать путевки за полную стоимость? Или частичную? Есть варианты устроить ребят в хороший лагерь, но там придется часть денег из собственной зарплаты отдать. Посудите сами: если путевка стоит 2 100 000, мне возвратят лишь миллион. У меня двое приемных детей, а у кого-то и до 18 доходит. Как же быть тем людям, откуда взять столько денег?

Чиновники из отдела образования предлагают такой выход: устроить детей на время отпуска в другую приемную семью, детский дом семейного типа, детскую деревню, отправить в приют. Если же ребенок не был устроен в лагерь или не подлежит оздоровлению в нем по возрасту, то приемного родителя все равно обяжут выполнять свои трудовые обязанности (то есть, бытовой уход за ребенком). Иначе им грозит отстранение от обязанностей опекуна. По словам приемных мам Елены и Светланы, это не иначе как нарушение конституционного права на отдых.

Каждый имеет право на отпуск! Фото сайта http://btlt.ru/
Каждый имеет право на отпуск! Фото btlt.ru

– Как я могу отправить в приют ребенка? – возмущается Елена. – Это же такая психологическая травма! Я ребят в лагерь отправляю, они волнуются, заберу ли я их. А снова в приют? Нет уж, увольте. А мам, которые спокойно возвращают детей в приюты, чтобы отдохнуть, я не понимаю. И чиновникам стоит задуматься, а достойны ли те воспитывать детей?

Как бы ни было хорошо в приютах, дома всегда лучше!
Как бы ни было хорошо в приютах, а дома всегда лучше!

Еще могут выручить оздоровительные лагеря на базе учреждений образования, находящиеся на территории Орши и пригорода. Это «Олимпиец», «Звездочет», «Солнечный».

– Мы обращались в отдел образования, чтобы ознакомиться с учредительными документами для лагерей, – вступает в разговор Светлана, – но нам ответили, что это возможно лишь при зачислении в них наших воспитанников.

В 2014 году Светлана Гречулина  обращалась в суд, чтобы отстоять свое право на отдых. Первый в Беларуси суд по иску родителя-воспитателя к местным органам образования прошел 8 сентября 2014 года. Тогда наниматель предложил мировое соглашение. И у многих родителей-воспитателей появилась надежда, что дело об отпусках сдвинется с мертвой точки. Впрочем, если чиновники считают, что раз обычным родителям отпуск от детей не полагается, то зачем он приемным? Правда, не учитывается тот факт, что приемный родитель является еще и работником отдела образования. И если родные мамы-папы могут вполне оставить ребенка на родственников и отправиться отдыхать на курорт с чистой совестью, то родителю-воспитателю в таком случае грозит увольнение за прогул.

В этом году ситуация повторяется. И Елену, и Светлану, возмущает тот факт, что большинство чиновников не рассматривает воспитание приемных детей как серьезную работу, требующую больших материальных и моральных затрат. Но дети, которые попадают в замещающие семьи, имеют множество проблем со здоровьем, физическим и психическим. И решать эти проблемы приходится приемным родителям самостоятельно.

И приемные родители, и психологи должны быть в одной лодке!
И приемные родители, и психологи, и Министерство образования  должны быть в одной лодке!

– Как только вы взяли сироту в дом, так сразу оказываетесь под контролем, – говорит Елена, – даже в ваше отсутствие могут наведаться в дом те же школьные учителя с целью проверки условий проживания воспитанников. Мы не против контроля как такового. Но почему педагоги имеют право смотреть медицинские карточки детей беспрепятственно, нарушая тем самым право на врачебную тайну? Да и зачем наведываться к принимающим детей людям без предупреждения, как к преступникам?

На форумах приемные мамы жалуются, что проверяющие могут придти домой и в ночное время, чтобы проверить, дома ли дети. Получается, что нарушено право на неприкосновенность  жилья.

Проблема отпуска для приемных родителей актуальна не только для Витебщины. Стоит лишь заглянуть в соцсети, где ведется активное обсуждение, как устроить детей на лето в лагеря. Сами приемные родители признаются, что путевки им предлагают, но за них приходится платить. Родители-воспитатели, понимая, что один в поле не воин, предлагают объединиться в Клуб приемных родителей, чтобы решать свои проблемы сообща.

Елена Кашина и Светлана Гречулина все же надеются на то, что ситуация с отпусками в ближайшее время решится в лучшую сторону. Ведь удалось же приемным родителям добиться в 2013 году, чтобы их воспитанники при достижении 18 лет регистрировались в квартирах, домах или комнатах общежитий, предоставленных государством. Стал решаться вопрос о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг в жилищах, где были прописаны их воспитанники. И приемных родителей наконец освободили от обязанности выплачивать долги, оставленные родственниками воспитанников.

 

Отдых нужен всем: и детям, и родителям!
Отдых нужен всем: и детям, и родителям!

От всей редакции желаем приемным родителям отстоять свое право на отдых и использовать свой отпуск по назначению!

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий