Site icon Витебский Курьер

Витебск из окон трамвая

30 июня 1898 года в Витебске был пущен первый трамвай. А 28 июня в рамках празднования Дня города витебские власти устроили сюрприз горожанам: трамвайную экскурсию по городу.

Желающие прокатиться с ветерком по витебским улицам и узнать что-то для себя новое собрались у памятника первому трамваю возле депо. Кое-кто был уверен, что экскурсия состоится как раз на старинном трамвайчике.

Куда поедет трамвай?

Однако Виктория Харкевич, сотрудница музея воинов-интернационалистов, пригласила участников экскурсии в трамвай образца РВЗ-6, который выпускали на Рижском заводе вплоть до 1987 года.

Историю создания первого трамвая слушают с интересом.

Как поведала пассажирам Виктория, этот трамвайчик на 39 мест был довольно популярным в годы СССР.

Трамвай советского образца.

Витебчане также узнали, что когда-то в городе было всего 4 трамвайных линии, а само депо было построено на территории старинной Задунавской слободы. На первом трамвае в 1898 году прокатились главные городские чиновники, а после поездки их ждал роскошный банкет.

А вот водителям трамваев и кондукторам в те годы жилось несладко. Зарплата была небольшой, а работать приходилось в любую погоду под открытым небом.

Виктория Харкевич приглашает на экскурсию.

Трамвай выехал из депо на проспект Фрунзе, к «Зеленой Гуре». Когда-то популярный ресторан назвали в честь первого города-побратима Витебска. Зелена Гура, небольшой польский городок, проводил фестиваль советской песни. По его образцу в Витебске стали проводить фестиваль польской песни, для чего был в рекордные сроки построен Летний амфитеатр.

Память о городе-побратиме.

От проспекта Фрунзе трамвай продолжил путь по улице Смоленской. Виктория заметила, что название Смоленская в Витебске носила изначально улица Ленина. А на месте нынешней воинской части с 1877 года по 1914-й располагался завод, выпускавший изразцы для печей. В 1913 году на предприятии работало 113 человек.

Улица Смоленская, застройка 70-х годов.

Улицу Смоленскую пересекает улица Газеты «Правда», появившаяся на городской карте в 1962 году. По ней в сентябре 1978 года проехал первый витебский троллейбус красного цвета с номером 001.

Перекресток улицы Правды и Смоленской.

А неподалеку от перекрестка двух улиц расположился первый в городе крытый рынок «Европа». Это сейчас в городе не счесть торговых центров и рынков, а в начале нынешнего века крытый рынок был еще редкостью.

Еще одна остановка – и из окна виден старейший вуз Витебска – ВГУ имени Машерова (первоначально: учительский институт). Первые студенты, оказывается, учились платно: 150 рублей вносили они за год обучения. Это делалось не только ради заработка, но и в целях дисциплины. Так, из 2 тысяч поступивших до получения диплома дотянули лишь 600 человек.

Из окна трамвая – Московский проспект.

А сам Московский проспект, на котором находится сегодня главное здание университета, еще в 70-х годах прошлого века был обычной городской улочкой на окраине с деревянными домиками. Трамвай начал здесь ходить в 1975 году.

На площади Победы трамвай сделал остановку. Экскурсовод предложила прогуляться до лестницы, ведущей к «Трем штыкам», пока экскурсионный трамвай разворачивается на Лучесском кольце.

На площади Победы продолжались праздничные мероприятия.

Экскурсанты остановились возле Виктории, чтобы послушать увлекательный рассказ о военных годах Витебска.

Здесь вспоминают о войне.

Виктория Харкевич рассказала, что в первые же дни войны из Витебска начали эвакуировать промышленные предприятия, а вот население эвакуироваться не спешило. Люди верили, что война закончится в ближайшее время. Увы, впереди их ждали 1080 дней оккупации. В городе была введена жесткая система пропусков, комендантский час. Жители погибали в концентрационных лагерях, которых в городе было целых пять. За освобождение Витебска шли ожесточенные бои. Всего 118 человек встретили советские войска. Огромное количество витебчан погибло в лагере Пятый полк, здесь при раскопках нашли 400 братских могил.

В память о подвиге бойцов, партизан и подпольщиков в 1974 году появился мемориал «Три штыка».

Три штыка – монумент, посвященный Победе.

При въезде на мост Блохина пассажиры смогли полюбоваться красивым видом на Западную Двину.

Мост Блохина помнит кровавые бои за Витебск.

Федор Блохин, в честь которого был назван мост, ночью 26 июня 1944 года обезвредил три ящика взрывчатки и сумел не допустить разрушение моста через Западную Двину фашистами. За смелость и отвагу Федору Тимофеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Следующая важная остановка – улица Димитрова. Это одна из старейших улиц Витебска, когда-то она называлась Канатной.

Остановка улица Димитрова.

От улицы Димитрова трамвай свернул на улицу Буденного и подъехал к транспортному сердцу Витебска – железнодорожному вокзалу.

Витебский вокзал – сердце города.

А вот воротами города можно смело назвать улицу Кирова, которая является одной из основных магистралей. До 30-х годов прошлого века она называлась Вокзальной.

Ворота в город.

Последним объектом экскурсии стал автовокзал. Построенный в 1966 году, десять лет назад он подвергся масштабной реконструкции.

Новое здание автовокзала.

Экскурсанты вышли из трамвая возле станции скорой помощи, где когда-то располагалась еврейская больница.

У станции скорой помощи экскурсовод попрощалась с пассажирами.

А довольные витебчане и гости города искренне поблагодарили сотрудников ТТУ и Викторию Харкевич за увлекательное путешествие по трамвайным путям.

Редакция ВК поздравляет работников ВГТТУ с 117-летней годовщиной пуска первого трамвая.

Exit mobile version