30 июня 1898 года в Витебске был пущен первый трамвай. А 28 июня в рамках празднования Дня города витебские власти устроили сюрприз горожанам: трамвайную экскурсию по городу.
Желающие прокатиться с ветерком по витебским улицам и узнать что-то для себя новое собрались у памятника первому трамваю возле депо. Кое-кто был уверен, что экскурсия состоится как раз на старинном трамвайчике.
Однако Виктория Харкевич, сотрудница музея воинов-интернационалистов, пригласила участников экскурсии в трамвай образца РВЗ-6, который выпускали на Рижском заводе вплоть до 1987 года.
Как поведала пассажирам Виктория, этот трамвайчик на 39 мест был довольно популярным в годы СССР.
Витебчане также узнали, что когда-то в городе было всего 4 трамвайных линии, а само депо было построено на территории старинной Задунавской слободы. На первом трамвае в 1898 году прокатились главные городские чиновники, а после поездки их ждал роскошный банкет.
А вот водителям трамваев и кондукторам в те годы жилось несладко. Зарплата была небольшой, а работать приходилось в любую погоду под открытым небом.
Трамвай выехал из депо на проспект Фрунзе, к «Зеленой Гуре». Когда-то популярный ресторан назвали в честь первого города-побратима Витебска. Зелена Гура, небольшой польский городок, проводил фестиваль советской песни. По его образцу в Витебске стали проводить фестиваль польской песни, для чего был в рекордные сроки построен Летний амфитеатр.
От проспекта Фрунзе трамвай продолжил путь по улице Смоленской. Виктория заметила, что название Смоленская в Витебске носила изначально улица Ленина. А на месте нынешней воинской части с 1877 года по 1914-й располагался завод, выпускавший изразцы для печей. В 1913 году на предприятии работало 113 человек.
Улицу Смоленскую пересекает улица Газеты «Правда», появившаяся на городской карте в 1962 году. По ней в сентябре 1978 года проехал первый витебский троллейбус красного цвета с номером 001.
А неподалеку от перекрестка двух улиц расположился первый в городе крытый рынок «Европа». Это сейчас в городе не счесть торговых центров и рынков, а в начале нынешнего века крытый рынок был еще редкостью.
Еще одна остановка – и из окна виден старейший вуз Витебска – ВГУ имени Машерова (первоначально: учительский институт). Первые студенты, оказывается, учились платно: 150 рублей вносили они за год обучения. Это делалось не только ради заработка, но и в целях дисциплины. Так, из 2 тысяч поступивших до получения диплома дотянули лишь 600 человек.
А сам Московский проспект, на котором находится сегодня главное здание университета, еще в 70-х годах прошлого века был обычной городской улочкой на окраине с деревянными домиками. Трамвай начал здесь ходить в 1975 году.
На площади Победы трамвай сделал остановку. Экскурсовод предложила прогуляться до лестницы, ведущей к «Трем штыкам», пока экскурсионный трамвай разворачивается на Лучесском кольце.
Экскурсанты остановились возле Виктории, чтобы послушать увлекательный рассказ о военных годах Витебска.
Виктория Харкевич рассказала, что в первые же дни войны из Витебска начали эвакуировать промышленные предприятия, а вот население эвакуироваться не спешило. Люди верили, что война закончится в ближайшее время. Увы, впереди их ждали 1080 дней оккупации. В городе была введена жесткая система пропусков, комендантский час. Жители погибали в концентрационных лагерях, которых в городе было целых пять. За освобождение Витебска шли ожесточенные бои. Всего 118 человек встретили советские войска. Огромное количество витебчан погибло в лагере Пятый полк, здесь при раскопках нашли 400 братских могил.
В память о подвиге бойцов, партизан и подпольщиков в 1974 году появился мемориал «Три штыка».
При въезде на мост Блохина пассажиры смогли полюбоваться красивым видом на Западную Двину.
Федор Блохин, в честь которого был назван мост, ночью 26 июня 1944 года обезвредил три ящика взрывчатки и сумел не допустить разрушение моста через Западную Двину фашистами. За смелость и отвагу Федору Тимофеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Следующая важная остановка – улица Димитрова. Это одна из старейших улиц Витебска, когда-то она называлась Канатной.
От улицы Димитрова трамвай свернул на улицу Буденного и подъехал к транспортному сердцу Витебска – железнодорожному вокзалу.
А вот воротами города можно смело назвать улицу Кирова, которая является одной из основных магистралей. До 30-х годов прошлого века она называлась Вокзальной.
Последним объектом экскурсии стал автовокзал. Построенный в 1966 году, десять лет назад он подвергся масштабной реконструкции.
Экскурсанты вышли из трамвая возле станции скорой помощи, где когда-то располагалась еврейская больница.
А довольные витебчане и гости города искренне поблагодарили сотрудников ТТУ и Викторию Харкевич за увлекательное путешествие по трамвайным путям.
Редакция ВК поздравляет работников ВГТТУ с 117-летней годовщиной пуска первого трамвая.