Чеховский образ «человека в футляре» — собирательная современная личность XXI века. У нас сегодня в тренде всё «онлайн». Онлайн события, онлайн чувства, онлайн жизнь. Пандемия сделала футляр еще толще. Облик практически полностью обезличила маска — символ беспомощности и страха человека.
Сильный иммунитет сегодня — это вопрос выживания всей цивилизации. Врожденное или приобретенное умение организма на подсознательном уровне отличать жизненно важное от физического и морального недомогания — ключ к решению проблемы.
Проект Витебского Центра Современного Искусства (ВЦСИ) «Иммунитет» об этом.
Представил «Иммунитет» директор Витебского Центра Современного искусства, художник — Андрей Духовников.
«Проект «Иммунитет» — дань сегодняшнему дню. Современность — время множественной несвободы. Несвобода гражданственности, несвобода выражения чувств, закрытость из-за вируса. Это 2021 год XXI века. Наша задумка — художественный демарш против агрессивной однобокости жизни и уродливых рамок и ограничений в искусстве. Мы хотим укрепить иммунитет человека прививкой хорошего вкуса, показать красоту естественного и дать отдых мозгу, озабоченному жизненными проблемами. В выставочном пространстве на Толстого 7, будут проведены художественные и фотовыставки различных мастеров, молодежный проект, и другие мероприятия в рамках концепции проекта. Подробнее можно будет узнать у научного сотрудника ВЦСИ — Ирины Владимировны Никаноровой.
Сегодняшняя выставка — первая ласточка в череде мероприятий. Сергей Николаевич Сотников демонстрирует свои скульптуры, которые не готовились для показа в выставочном зале. На мой взгляд, только по-настоящему зрелый мастер готов показать свои этюды, наброски, промежуточные варианты и первые работы».
Первое впечатление при входе в зал — это уже ностальгическое ощущение от неестественности наличия маски на объекте. В «доковидные времена» маска вне медицинской и гигиенической сферы вызывала беспокойство. На гипсовой модели этот аксессуар выглядит «дичайше».
Создается субъективный туман и глаза не улавливают отличие образов. Все бюсты сливаются в единую ленту образов, что и является концептуальной линией экспозиции. Хочется немедленно снять этот чужеродный элемент. Даже неживому образу нужна свобода, а что говорить о человеке!
Интересным штрихом: контрастом гирлянде гипсовых образов, явился бетонный бюст мужчины. Оказывается, в сочетании с гламурной белизной гипса — серый бетон выглядит жизненно теплым и структурно приятным. Парадокс — все познается в сравнении.
Фоном, прекрасно оттенившим ослепительную белизну бюстов, стали черные и грязно-серые стены зала.
Выставка началась с того, чего все присутствующие очень хотели. Автор собственноручно освободил свои работы. Бюсты предстали перед зрителями в настоящем естественно обнаженном виде.
Сергей Сотников, рассказал:
«Для меня предложение выставить работы из «кладовки» было неожиданным. Не часто скульптор показывает хранящиеся в мастерской работа и макеты из гипса. Гипс — промежуточный материал скульптора. Он практически не выставляется скульпторами. Я же считаю, что этот материал ничем не хуже мрамора и бронзы в плане творчества. Он дает возможность точно передать образ и характерные черты модели.
Из двух десятков скульптур только две ранее выставлялись. Тут и мои студенческие работы 1994-1995 годов, выполненные под руководством моего учителя И.И.Колодовского. Есть коллективные, вместе со студентами, есть части памятников, установленных на улицах в разных городах и странах.
Я специально не подписывал работы. Они должны быть единой лентой образов, каждый из которых — это часть моей души. Некоторые работы являются 100% отображением модели, а некоторые демонстрируют созданный образ. Одни здесь — законченные, а другие — часть монументальной работы. Например, бюст невесты. В полный рост моя «Невеста» стоит возле ЗАГСа в городе Курске».
Художник ответил на несколько вопросов о своей выставке.
Сергей Николаевич, что важнее скульптору — внешняя похожесть модели или отображенный в скульптуре характер?
— Это зависит от цели работы. Скульптор должен уметь все. Иногда нужна фотографическая работа и отображение, иногда характерный образ. Профессиональный натурщик в зависимости от задумки мастера может сегодня предстать в виде художника, а завтра молотобойца – все это авторская задумка. Вот например образ девушки. Изначально это была просто девушка, добавление прически и элемента одежды прочеркивающего хрупкость плеч и это уже религиозная подоплека. Или пожилой мужчина – берет и это уже художник.
Какой образ легче делать –пожилого человека или молодого?
— У пожилого есть личные особенности. Морщинки, выражение лица, характерные детали, а молодой человек – это чистый лист. Сложнее всего создать образ ребенка, не скатившись к ангельской безликости.
Примерно полгода назад в сквера на улице Кирова установлена скульптура «Двое», как памятник поколению шестидесятников, ставшая сегодня любимым местом свидания влюбленных. Как задумывалась эта пара?
— Изначально это были жених и невеста для ЗАГСа в Сенно. Гипсовую модель у меня увидели в мастерской и предложили скорректировать эту пару для сквера на улице Кирова. Я вообще не люблю переделывать готовые работы, но тут меня захватила романтика. Шестидесятые — это хрущевская оттепель, молодость, надежды и мечты моих родителей. В итоге, я переделал свадебную направленность пары. У девушки другое платье девушки и в руках юноши — цветы, хотя изначально там было кольцо».
Ваши прошлые выставки скульптуры состояли из супрематистских работ из металла и камня. Эта — полная противоположность и стилю и цвету. А что для вас ближе?
— Мне все интересно. Опишу на примере моего друга — музыканта: «Сегодня я на 6-ти струнной гитаре играю, а завтра на электрической или на басовой. Могу «Калифорнию» ИГЛЗ исполнить, а могу — фугу Баха. А захочу — с цыганским хором выступать буду. Главное, что я все могу и все мне в радость».
Разносторонность и эксперимент — главное качество талантливого человека вообще, и Сергея Сотникова, в частности. Эта выставка является еще и мастер-классом для студентов знаменитого Витебского «Худграфа».
На выставке у Андрея Духовникова родилась идея: создание в Витебском ЦСИ мастерской скульптора, в которой на постоянной основе будут размещены скульптуры витебских мастеров.
«Это будет место обмена опытом состоявшихся мастеров и молодежи. Оно подойдет для обмена опытом и станет оригинальной фотозоной для фотографов»,- отметил Андрей Духовников.
Хорошая идея: интересно будет и студентам, и просто любопытным, тем более, что Витебск город программы Юнеско «Обучающий город».
Кстати, маски скульптурам оставили. Это концепция экспозиции. А мы надеемся, что в скором времени мы будем обходится без них. Выставка Сергея Сотникова в Витебском Центре современных искусств на Толстого 7а, будет работать до конца июня.
Авторский проект Валентины Ляхович: «Лучёсские экзерсисы» в Арт-центре Марка Шагала