12 июня в арт-пространстве на Толстого, 7 состоялось открытие выставки полароидных фотографий “Поиск утраченного времени”.
Своим существованием выставка “Поиск утраченного времени” обязана необычному практикуму, проходившему в арт-пространстве на прошлой неделе, и, конечно, автору идеи и куратору выставки Александру Веледимовичу.
Заданием для участников было принести несколько полароидных фотографий, так, в ходе практикума они пытались обнаружить то, что, казалось бы, невозможно уже отыскать – время, “память поколения”.
Это одновременно стало и экспериментом по созданию коллективной выставки, и путешествием в память тех, чье детство пришлось на 90-е, и исследованием природы воспоминаний.
Что же такого особенного можно обнаружить в полароидах?
Для ответа на этот вопрос необходимо, для начала, задуматься о том, чем же они так особенны для нашей памяти. Популярность фототехники фирмы Polaroid пришлась в нашей стране на конец 90-х, тогда как в остальном мире ее пик наблюдался в 1980-1990, и до сих пор в профессиональной среде она не считается чем-то исключительно связанным с тем временем.
Все любительские полароиды на территории Беларуси были сделаны между 1993 и 1998 годами. Дорогая техника не продержалась долго и вскоре ее сменили “минилабы” и мыльницы. Поэтому именно полароидные снимки как нельзя лучше характеризуют это время на стыке эпох. Небольшой промежуток исследовать всегда легче, краткая популярность полароидов не дает им растворится в остальном времени, прочно ассоциируя их с 90-ми.
Ценность фотографий в том, что они не только показывают нам отрывки из жизни, но и вызывают воспоминания и ощущения, связанные с этим прошлым. С другой стороны, фотографии, как небольшой кусочек не самого ушедшего времени, а лишь его изображения, склонны это прошлое подменять и заменять.
По словам А. Веледимовича, каждая фотокарточка – это совокупность тех самых атомов света, которые когда-то запечатлели изображение, это настоящая машина времени, позволяющая нам прикоснуться к прошлому, словить момент, мгновение в этих атомах.
Не стоит забывать и о том, что каждый “полароид” – это уникальный экземпляр, оригинал, ведь у него нет негатива.
Нелегко обнаружить ценность времени, находясь в потоке жизни, но, оглядываясь назад, можно увидеть и выделить ценность определенного периода в прошлом.
Проанализировав полароидные снимки, участники практикума смогли выделить несколько категорий фотографий:
1. Портреты участников практикума, чье детство пришлось на 90-е;
2. Пространство праздников и других исключительных событий. Как правило, дорогой техникой пользовались в особенно важных случаях;
3. Третью категорию объединили цвета и краски. Пестрое время 90-х было отмечено появлением множества яркой одежды, вещей с логотипами популярных рекламных брендов;
4. Семейные фотокарточки – самая большая категория;
5. “Любительские” снимки с неправильной фокусировкой, пересветом, обрезкой. Во времена полароидов сделать хороший кадр было гораздо труднее, чем с помощью современной цифровой фототехники, и научиться снимать правильно могли далеко не все;
6. Случайные кадры, на которых форма доминирует над содержанием и окружающие объекты “затмевают” самих героев фотографии.
Интересно отметить, что открытие выставки практически совпало с юбилеем создания камеры “Polaroid”: 17 июня 1970 года ее запатентовал американский ученый и изобретатель Эдвин Лэнд.
Воздействие полароидных снимков на коллективную память минимально и уникально. Может быть нестрашно, если о любительских полароидах забудут, но без них восприятие прошлого станет иным.