5 июня в выставочном зале ВЦСИ открылась выставка словацкого художника Марэка Ормандика “Дневник просителя”.
Впервые столкнувшись с картинами Марэка Ормандика, можно отметить, что они производят впечатление гнетущее и даже пугающее. Трудно представить, что искусство способно быть таким отталкивающим, негативным и в то же время таким откровенным.
Вслед за основной тематикой выставки зритель погружается в мир устрашающих, почти босховских, образов: яркая, режущая глаз палитра, множество оттенков красного, фигуры, скрученные невыносимой мукой, рога, копыта, искривленные болью лица… Все это передается с помощью своеобразной экспрессивной техники живописи.
Художник знакомит зрителя с библейскими и языческими мифами, но передает обратную, негативную, сторону действия.
На выставке представлены работы из серии “Мадонна”, “Голгофа”, “Миф о минотавре” и иллюстрации к книге Данте Алигьери “Чистилище”.
Но центральное в экспозиции занимают картины серии “Святые за деревней”. На первый взгляд создается впечатление, что на всех пятнадцати полотнах изображается одно и то же: силуэт мужчины в профиль, который стоит на коленях со сложенными как при молитве руками, но тем не менее каждый раз это что-то иное. Серия “Святые за деревней” создавалась на протяжении трех лет, когда Ормандик время от времени возвращался к рисованию фигуры, которую он позже назвал Просителем. Для всех полотен выбраны одинаковые правила рисования, формат и краски, но каждая из фигур отражает различное душевное состояние.
Серия называется “Святые за деревней”, но сказать, что на картинах изображены святые нельзя, над их головами действительно есть нимбы, но они черного цвета. Серия производит сильное впечатление своей глубиной, картины оставляют ощущение давления, гнета.
Основная часть картин Марэка Ормандика несет в себе религиозный мотив, на вопрос, что побуждает его работать в этом направлении, художник ответил, что хочет показать зрителю другую сторону, изнанку этих историй. При этом Ормандик пояснил, что обращается к таким негативным мотивам в моменты своей жизни, которые сопряжены с трудностями.
Сюжеты Ормандика несут в себе отпечаток фатализма. Его Мадонна некрасива, а младенец искажен, потому что уже в этот момент решается его судьба: погибнуть в страшных муках за грехи всего человечества. Многие библейские сюжеты, к которым отсылает нас художник, и вправду несут в себе боль, страдание и кровь, характерно отображенные на этих картинах. Так, трудно не согласиться, что Голгофа воплощает собой тяжелую, негативную энергию.
Художник признался, что сам не считает себя человеком религиозным, но стремится представить зрителю свои переживания, ощущения, размышления об этих историях.
На вопрос корреспондента “Витебского курьера” о том, не вызывает ли его искусство резонанса среди религиозного населения в Словакии, Ормандик ответил, что там его картины и религия воспринимаются отдельно.
Жутковато, напоминает КРИК
Фото не передает всей жути того, что там творится