Site icon Витебский Курьер

Что делать, если в магазине потребовали предъявить личные вещи на досмотр

Фото fishki.net

комментарий юриста

Большинство женщин привыкли всюду носить с собой сумку или рюкзак. С ними ходим по магазинам, посещаем театры и концерты, отправляемся в поездки. И даже не задумываемся о том, что из-за сумки можно попасть в неприятную ситуацию, например, в магазине. И абсолютно неважно, будет это крупный супермаркет или небольшой торговый объект.

Недавно жительница Витебска Ольга в соцсетях рассказала, что с ней произошло в одном из витебских магазинов, в котором она довольно часто делает покупки. В тот день витебчанку на кассе попросили предъявить на досмотр личную сумку, аргументировав это тем, что так в магазине делают всегда.

Женщине пояснили, что ее сумка слишком большая и что ее нужно было сдать в камеру хранения. А позже выяснилось, что на днях таким образом из магазина вынесли товар на крупную сумму, поэтому теперь сотрудники досматривают всех покупателей.

Ольга дождалась прихода администрации, показала содержимое сумки и попросила книгу жалоб и предложений.

Заведующая магазином сделала меня виноватой, что я нервничаю по пустякам. Но разве это пустяк? После нескольких настоятельных просьб книгу все-таки дали. Жалоба написана, хотя всем магазином просили этого не делать и извинялись. Но моя репутация уже испорчена. Больше в этот магазин не пойду, хоть и рядом с домом, – прокомментировала Ольга.

А ведь от подобной ситуации не застрахован никто Например, еще одна витебчанка Ирина и сегодня вспоминает неприятность, произошедшую с ней в одном из крупных магазинов города:

После работы я как обычно зашла за покупками, взяла корзинку, ходила по магазину, выбирала товары и разговаривала с сыном по телефону, он как раз сел делать уроки. Определившись со всем необходимым, подошла к кассе, отстояла очередь, а когда пришло время рассчитаться, сказала сыну не класть трубку, сунула телефон в карман и достала кошелек.

Забрав сдачу, собиралась идти к выходу, но тут ко мне подошел охранник и попросил показать карманы и сумку. Видите ли, ему показалось подозрительным мое поведение, в частности, то, что, стоя на кассе, я сунула руку в карман. Но я положила туда телефон! Честно говоря, тогда я была такой уставшей, да и с сыном не договорила, что не стала спорить и показала прямо на кассе, что у меня в сумке и в карманах. Естественно, там не было неоплаченных товаров. Охранник меня поблагодарил, но не извинился.

Дома рассказала обо всем мужу, он долго возмущался и ругался, что я не должна была этого делать, а заставить меня охранники не могли.

Обязаны ли покупатели сдавать сумки и пакеты в камеру хранения перед входом в магазин, на каком основании сотрудники охраны могут попросить предъявить вещи на досмотр и можно ли отказаться от этой унизительной процедуры?

Юрист Павел Левинов прокомментировал «Витебскому курьеру»:

Согласно п.20 Правил продажи отдельных товаров, утвержденных постановлением Совмина от 22.07.2014 №703, в магазине не вправе препятствовать входу покупателей в торговый зал с вещами. Работник магазина (охранник) может в корректной форме предложить покупателю воспользоваться камерами хранения, но заставить его не имеет права.

Что касается досмотра личных вещей, то его могут проводить только работники охраны организаций.

Досмотр не могут проводить другие сотрудники магазина (кассир, администратор и т.д.), в должностной инструкции которых не прописаны соответствующие полномочия.

Если покупатель согласен показать содержимое сумки, то существуют Правила проведения досмотра. Они определены в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2007 №601.

Согласно этим правилам, досмотр вещей каждого физического лица проводится работником охраны только в присутствии покупателя, в специально отведенном для этого месте, недоступном для других покупателей и без составления протокола досмотра вещей.

Если будет найден неоплаченный товар, необходимо незамедлительно найти двух понятых и дальнейшие действия проводить в их присутствии. После проведения досмотра нужно составить протокол, подписать его у всех лиц, участвующих в процессе, а копия протокола должна быть вручена покупателю. Найденный товар при этом изымается, вызываются сотрудники милиции.

Кроме этого, охранник, как и любой другой человек, имеет право на захват лица для пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 11 ГК).

Но у работника охраны должны быть веские основания считать, что совершена именно кража, т.е. что покупатель вышел из торговой зоны, умышленно не оплатив товар. Работнику охраны нужно напомнить покупателю, что он, возможно, забыл оплатить товар, при этом иметь серьезные доказательства факта кражи: записи камер наблюдения, сообщения других покупателей или сотрудников магазина и т.п.

Любые действия по задержанию покупателей нежелательны. Оправданным задержание может быть в следующих случаях: если имеет место кража в крупных размерах и имеются достоверные улики, если действия правонарушителя агрессивны и представляют угрозу для людей. Без таких оснований задержание покупателя чревато для работника охраны серьезными последствиями, к примеру, привлечением к уголовной ответственности за незаконное лишение свободы.

«Очень много злых людей» и едят постоянно и все». Обратная сторона магазина.

Топ-8 краж из супермаркетов Витебска.

Exit mobile version