Как бюджетники сбегают из госучреждений Беларуси. Выживай или уходи

Школьный учитель Авторские статьи

учитель рисования, терапевт и логопед

Бюджетники всё чаще выбирают частную практику и покидают школы, больницы и другие госучреждения. Какие препятствия подстерегают их на этом пути? Узнаем сегодня.

По данным Белстата, средняя зарплата в Республике Беларусь в июне 2019 составляла 1080 рублей. При этом 64% населения получали меньше 1000 рублей в месяц, а 2,4% — меньше 300 рублей. Зарплатой от 1000 до 1500 тысяч может похвастаться только каждый пятый житель республики. Одни из самых маленьких зарплат в стране у сотрудников сферы услуг и государственного социального сектора. 

Мы встретились с несколькими представителями этих профессий и узнали, как они выживали на нищенскую зарплату и, самое главное, как они смогли сбежать из соцсферы и успешно уйти в частную практику.

Школьный учитель
Источник фото: Redsale.by

15 лет нищеты

Юлия — логопед из Минска. Она мечтала помогать людям и в течение пятнадцати лет проработала учителем-логопедом в Республиканской клинической больнице медицинской реабилитации. 

Пришлось трудиться как в детском отделении, где детки проходили реабилитацию, так и во взрослом, неврологическом отделении, где восстанавливались люди после инсультов, черепно−мозговых травм, новообразований головного мозга, аневризм. И я благодарна судьбе за такой сложный и разнообразный опыт, — рассказывает Юлия. 

По ее словам, практически сразу после прихода на работу стало ясно, что образование не дает тех знаний, которые требуются в работе. Было два варианта: либо постоянно учиться и повышать квалификацию, либо оставаться на месте и всю жизнь возиться в клинике за нищенскую зарплату. Юлия выбрала первый вариант и начала изучать специальную литературу, посещать курсы, читать профильные новости. Два года назад она смогла получить высшую квалификационную категорию, пройдя в общей сложности свыше 20 семинаров и мастер-классов и 3 специализации в Москве. 

Совмещение полученных знаний с собственным практическим опытом позволило мне разработать эффективные методики логопедической коррекции, которые прекрасно помогают самым разным людям, — рассказывает Юлия. 

Женщина подчеркивает, что каждый молодой специалист сталкивается с трудностями, но вместо того чтобы создавать вокруг себя зону стабильности и комфорта, нужно постоянно учиться, обмениваться опытом, работать над ошибками, только тогда возможен рост. 

Учитель в школе
Источник фото: Redsale.by

Бегство

Проблема государственных учреждений — это не только очень низкие зарплаты и высокая нагрузка, но и профессиональное выгорание. Только бегство из клиники в частую практику позволило Юлии получать удовольствие от работы и воспринимать ее не как нудную обязанность, а как жизнь. 

Мне удалось не только повысить уровень своего дохода, но и избежать профессионального выгорания. Я счастливый человек – моя профессия мне по душе, она творческая, гуманная, и я всегда вижу конкретный результат, — описывает Юлия итоги ухода из государственной клиники. 

Работа логопеда очень легко прослеживается — ребенок получает больше возможностей, его речь обогащается, он лучше выражает мысли и чувства. 

Не страшно, что порою процесс работы над речью бывает длительным и непростым, зато впереди всегда ждет успех, и наши усилия приносят чудесные плоды. Моё педагогическое кредо: «Невозможное сегодня станет возможным завтра!», — говорит Юлия. 

Люди готовы платить за результат, если они видят его. В госучреждении нет достаточной мотивации для совершенствования и стимулов для развития сотрудников. Да, специалисты частной практики дороже, но они несут ответственность лично перед человеком и вознаграждение напрямую зависит от эффективности работы. 

Будущее — за частной практикой

Частная практика — это большая открытость, клиентоориентированность, институт репутации врача. 

Учитель-логопед с большим стажем и опытом может найти индивидуальный подход к каждому ребенку или взрослому, своевременно и грамотно построить программу логопедической коррекции и оказать реальную помощь, а также поделиться  накопленными знаниями с молодыми специалистами. Уверена, что востребованность моей профессии будет только увеличиваться, особенно в частной практике, — говорит Юлия, — Я рада, что в моей жизни был опыт работы в государственной клинике, но свое будущее связываю именно с частной практикой.

Логопед в Минске
Источник фото: Redsale.by

Хочешь творить? Плати

Анастасия из Гомеля с самого детства мечтала превратить хобби в работу и заниматься творчеством, получая за это деньги. Едва начав, она столкнулась с двумя сложностями: постоянной критикой и денежными проблемами. 

Всё начинается с учебы. Всем мечтающим об этой специальности надо приготовиться к высоким затратам: у студентов−художников самые маленькие стипендии и самые дорогие расходные материалы, — рассказывает Анастасия. 

Действительно, на первоначальных этапах начать рисовать или заниматься фотографией сложно с материальной точки зрения: простой фотоаппарат, объектив и техника для обработки фотографий может стоить от 3 тысяч рублей и выше. Вторая сложность — чужое мнение, которое не всегда может быть положительным. По словам Анастасии, важно уметь воспринимать критику и понимать, что придется сталкиваться с ней всю жизнь, причем, и с самокритикой.

Очень часто бывали моменты, когда казалось, что ты не сможешь лучше, достиг потолка, хотелось все бросить. Но я преодолевала себя и пробивала «потолок»! — говорит Анастасия.

Художник в Гомеле
Источник фото: Redsale.by

Школа — кладбище перспектив

В целом на получение образования у Анастасии ушло 14 лет. После этого она пошла работать школьным учителем, но быстро поняла, что этого недостаточно. Школа отнимает много времени и сил, предлагая за это крайне скромное вознаграждение и малые возможности для реализации.

Класс рисования
Источник фото: Redsale.by

Мой профессиональный успех – это выставки моих работ и расширение круга людей, которые ими вдохновляются. Недавно мои картины уехали в Германию. Сейчас я работаю над крупным проектом в Беларуси, — рассказывает Анастасия. 

В государственных учреждениях очень сложно говорить о реальных перспективах. Сейчас большие возможности перед иллюстраторами открываются благодаря интернет-технологиям. Специалисты создают собственные студии, уходят в частную практику, иллюстрируют книги, компьютерные игры и многое другое. Самое главное — найти свою нишу, а для этого нужно потратить много времени и средств. Работа учителем отбирает время и не дает денег. 

Фотограф в Гомеле
Источник фото: Redsale.by

13,5 тысяч у.е. за смену профессии

Владиславу из Гродно 45 лет, он закончил медицинский университет и долгое время работал терапевтом, пока не решился сменить профессию, чтобы начать зарабатывать больше. Для работы кинезиологом Владиславу пришлось потратить много времени и денег — 13,5 тысяч у.е., которые ушли на обучение в Беларуси, России и Испании. 

Успех в профессии определяют три фактора: уровень востребованности, оплаты и самореализации. По всем этим критериям я считаю себя вполне состоявшимся. Мне не приходится зазывать клиентов, благодарные пациенты работают как «сарафанное радио» и лучшая реклама. Мой средний доход раз в 10 превышает оплату труда классического терапевта из госучреждения. И я чувствую вдохновение, видя результаты своей работы, — рассказывает Владислав. 

Кинезиолог в Минске
Источник фото: rebenok.by

Придется потерпеть

По словам Владислава, сначала всегда сложно. Главным для любого врача должно быть желание помогать людям, а не заработать деньги. Поэтому работа в клинике с перегрузками и нищенской зарплатой — это, в каком-то смысле, необходимое условие получения знаний и наработки базы клиентов. 

Деньги приходят с опытом и с репутацией. Когда ты разобрался в проблеме человека, реально помог, за ним придет второй, третий. С ростом востребованности возрастет и  доход. Но на первом месте всегда должно быть желание помочь человеку.

Терапевт в Минске
Источник фото: Redsale.by

Право на отказ

В отличие от врачей государственных клиник, частная практика позволяет тебе выбирать клиентов самому и отказывать тем, с кем работать не хочется. Только на начальных этапах, когда нет репутации и имени, приходится браться за всех. Однако когда ты востребован — ты можешь выбирать пациентов и назначать свои условия. По словам Владислава, в его клиентской базе свыше 4 тысяч человек и это число растет вместе с возможным доходом. 

Приятно избавлять людей от боли. Для некоторых пациентов я − последний рубеж от безысходности. Зачастую ко мне они приходят, отчаявшись получить исцеление, после многочисленных консультаций разных докторов и медицинских светил. И я знаю, что могу помочь, за исключением тех случаев, когда человек сам не готов помогать себе быть здоровым.

Перейдя на частную практику работа стала образом жизни и перестала тяготить. Главное в этом вопросе — желание и осознанный выбор. Поступать в медицинский Владислава заставила близость университета к дому, а вот переучиться — обдуманное желание. Оно как раз принесло плоды и помогло заниматься тем, что нравится, зарабатывая большие деньги, а не корячиться за копейки в республиканской больнице. 

Кинезиолог в Минске
Источник фото: Redsale.by

4 направления, на которые в Витебске и области перераспределен бюджет.

vkurier.by при содействии сайта Redsale.by

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий