фотографии Игоря Гневашева «Кино как жизнь. Жизнь как кино» на «Славянском базаре»
Вчера, 10 июля, в рамках фестиваля искусств «Славянский базар» в концертном зале «Витебск» открылась выставка фотографий Игоря Гневашева «Кино как жизнь. Жизнь как кино».
Игорь Гневашев, сотрудничавший с журналами «Советский экран», «Советский фильм», «Огонек», газетой «Комсомольская правда», входит в восьмерку лучших фотографов мира.
Большая часть творчества Гневашева – это жизнь советского кинематографа, насыщенная «эмоциями и интонациями». Его фотографии со съемок фильмов становились визитной карточкой будущих шедевров.
Режиссерами фильмов, на съемках которых работал фотограф, были Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский, Эльдар Рязанов, Василий Шукшин, Никита Михалков, Леонид Гайдай, Сергей Соловьев и многие другие.
Иногда, как на съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию», кадр фотографа предвосхищал находку режиссера. Многие помнят, как в картине царь Иван Грозный, волей сценаристов перемещенный в советские 1970-е, сидит на тахте, вертя в руках кассетный магнитофон – вещицу необыкновенную и желанную по тем временам не только для персонажей, недавно прибывших из XVI века.
Между тем эпизод этот появился в фильме почти случайно. Артист Юрий Яковлев в «царском» гриме отдыхал между эпизодами съемок, слушая кассетник. Фотограф Игорь Гневашев не удержался – снял этот момент. Режиссер Леонид Гайдай, обожавший импровизации, появился как раз вовремя, чтобы объявить: «Вот это мы и закрепим!» Сегодня эта фотография уже на обложке книги «Иконы 1960-1980», а имя автора входит в «Антологию российской фотографии ХХ века».
На съемочных площадках Игорь Гневашев нередко запечатлевал такие моменты, где актеры и режиссеры предстают обычными людьми, напрочь лишенными «звездного лоска».
В Витебске экспозиция объединила фотопортреты Людмилы Гурченко, Анны Самохиной, Ирины Мирошниченко, Оксаны Акиньшиной, Никиты Михалкова с сыновьями, Олега и Филиппа Янковских, Вячеслава Тихонова и других звезд кинематографа.
Среди работ, представленных на выставке и вошедших в золотой фонд отечественной фотографии, – и знаменитые снимки «Отец и сын» (1960), где малыш обхватил ногу отца, как самую надежную опору, и «Первенец» (1963), на котором отец, прижав к себе сверток с новорожденным, шагает по проселочной дороге, оставив далеко позади оживленных женщин.
Фотографии Игоря Гневашева – это сама жизнь, как она есть: без лакировки, приукрашивания и эпатажного любования – та самая фотография, которая всегда остается в истории фотоискусства, – отмечают организаторы выставки.
Работая на съемках фильмов в качестве фотографа, Игорь Гневашев не раз привлекался для исполнения эпизодических ролей. В ряде фильмов использовались фотографии, выполненные Гневашевым. Кроме того, Игорь Иванович сам снял несколько документальных фильмов.
Фотовыставка «Кино как жизнь. Жизнь как кино», организованная Национальным фондом поддержки правообладателей (НФПП), будет открыта по 16 июля.