каждый третий автомобиль ездит без техосмотра, дешевле заплатить штраф, чем автомобильный налог
Изменить ситуацию должен был новый закон, по которому платить за дороги проще и не так накладно, как сейчас. Но документ пока не приняли. Что думают водители по поводу «дорожного налога» и куда идут деньги от госпошлины, выяснял «Вечерний Гродно».
Почему не подписали документ?
Несколько месяцев проект Указа «О платежах за участие в дорожном движении» обсуждала общественность. Мнение высказали почти 400 человек. Главные изменения — вместо госпошлины ввести ставки платы и разрешить платить автоналог минимум за месяц, максимум за два года, как решит сам автовладелец, — должны были вступить в силу с 1 апреля, однако документ до сих пор не подписан.
Каждый третий автомобиль — без техосмотра
По итогам обсуждения, большинство водителей согласилось, что автоналог нужно отвязать от техосмотра, тогда на дорогах машин с непройденным ТО будет меньше.
Несложно посчитать, что сегодня каждый третий автомобиль ездит без техосмотра. Водители объясняют это тем, что дешевле заплатить штраф, чем автомобильный налог.
Сейчас большинство автолюбителей платит от 3 до 11 базовых величин, или от 76,50 до 280,50 рубля. Если машина младше десяти лет, сумма удваивается и вносится раз в два года. В то же время штраф за непройденный техосмотр составляет от 1 до 3 базовых величин, или от 25,50 до 76,50 рубля, за повторное в течение года нарушение — от 2 до 5 базовых, или от 51 до 127,50 рубля. Но нарушитель его заплатит, только если попадётся инспектору ГАИ.
Водители за то, чтобы дорожный сбор включить в цену бензина
По мнению многих водителей, дорожный сбор нужно включить в стоимость топлива, но в Минфине против этого. Как пояснил начальник главного управления Министерства финансов Игорь Пуркалик в эфире ТВ, к 2024 году российская нефть для нас будет стоить столько же, сколько и для остальных стран. Кроме того, сейчас нефтеперерабатывающие предприятия убыточны. Чтобы выйти хотя бы на нулевую рентабельность, цены на бензин нужно повышать ещё на 9–13 копеек.
К слову, с начала года топливо дорожало по копейке уже девять раз. Последний — 21 апреля.
На что потратят средства от автоналога
Часть водителей принципиально не платит автоналог, поскольку недовольна состоянием дорог. По закону, госпошлина должна зачисляться в республиканский дорожный фонд и идти на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт республиканских и местных дорог, погашение основного долга и уплату процентов по кредитам, выданным под эти цели.
В этом году, согласно Закону о республиканском бюджете за 2019 год, в дорожную «кассу» должно поступить 290 млн рублей. Половина средств передаётся в бюджеты областей в виде субвенций. Большая часть достанется Минской области — почти 35 млн рублей, меньше всего — Могилёвской — 15,225 млн.
Как сообщили в пресс-службе Минтранса, госпошлина распределяется исходя из протяженности дорог и количества зарегистрированных транспортных средств. Этот вопрос не раз рассматривался заинтересованными на протяжении ряда лет, в том числе на уровне правительства. Компромиссное решение между регионами не было достигнуто, так как каждое из предложений учитывало только интересы отдельно взятого региона.
По просьбе журналистов в одной из гродненских дорожных служб посчитали, сколько километров дороги можно заасфальтировать за 22,185 млн рублей. Этих денег хватит один раз закатать асфальтом толщиной 5 см примерно 634 000 кв. м. Это равно 42,3 км четырёхполосной дороги.
Что говорят водители
Леонид Горелик:
Наиболее справедливым, простым и правильным было бы включить платежи за участие в дорожном движении в стоимость одного литра топлива (газ, бензин, дизтопливо), 1 кВт электроэнергии для электромобилей, которые продают заправках общего пользования. Затем продавцы топлива и электроэнергии будут перечислять установленную налоговую долю от стоимости реализованного топлива и электроэнергии в республиканский дорожный фонд.
Это позволит реализовать принцип социальной справедливости: ездишь — платишь, имеешь большой или более мощный автомобиль — больше платишь. Тогда не нужно вводить коэффициенты для различных видов ТС, мотоциклов, прицепов и делить владельцев транспорта на физических лиц и организации, ущемляя последних более высокими ставками налога. Кроме того, государство будет получать налог с иностранного транспорта, пересекающего транзитом нашу страну либо постоянно находящегося в Беларуси, при их заправке. Сейчас в республике, особенно в областях, граничащих с Россией, много транспорта с российской регистрацией, на котором ездят граждане Беларуси и который не прошёл у нас техосмотр. Нужно исключить двойное налогообложение автомобилей в год на учебный и коммерческий транспорт, а также необходимость разрабатывать и вводить систему контроля уплаты налога в отношении собственников ТС с применением технических средств контроля, требующую немалых финансовых затрат на внедрение и содержание.
Что касается самолётов, вертолётов, тепловозов, речных судов, спецтранспорта организаций, не предназначенного для движения по дорогам общего пользования, транспорта Минобороны, на АЗС общего пользования они не заправляются и при поставках топлива для таких организаций в его стоимость налог не должен входить. Для бюджетных организаций можно разработать механизм и порядок компенсации (возврата) уплаченного налога, включённого в стоимость топлива. «Обиженными» в данном случае окажутся люди и организации, приобретающие топливо для мотокос, бензогенераторов, бензопил, мотокультиваторов, моторных лодок и т. д. Но, как мне кажется, из двух зол необходимо выбирать наименьшее. Да и средний расход топлива для мотокосы, мотоблока на даче либо в деревне на сезон не превышает десяти литров. Ну а организации (лесозаготовительные, коммунальные и другие) немного увеличат свои расходы. Возможен аргумент, что стоимость топлива при включении в него цены налога окажется выше, чем в России, и массово будут заправляться на российских АЗС. Такое может быть в приграничных районах, но, думаю, это не критично.
В Минфине прокомментировали, почему налог на дорогу не включат в стоимость топлива.