Потомки расстрелянных в оршанских лесах прошли по местам, где НКВД в 1930-е году вывозил на расстрелы сотни людей

Витебская область

а также посетили иезуитский коллегиум в центре города, именно здесь находилась зловещая тюрьма НКВД, куда из ряда районов БССР привозили невинных людей

Сразу два маршрута памяти жертв политических репрессий появилось в Оршанском районе. Один создали активисты и потомки расстрелянных в Орше. Второй — православно-патриотический — разработали библиотекарь городской библиотеки и матушка из православного храма в поселке Крапивно Оршанского района.

Маршрут проходит по наиболее значимым для Крапивно местам, в том числе связанным с репрессиями против священников и крапивенцев, пишет planetabelarus.by.

крапивно
Фото Игоря Станкевича

ДОРОГОЙ ОРШАНСКОГО НКВД

Накануне неофициального Дня памяти жертв политических репрессий, который в Беларуси отмечается 29 октября, из Минска в Оршу приехал микроавтобус. Он привез потомков расстрелянных в оршанских лесах: дочерей, внуков, правнуков. Некоторые приехали сюда впервые. Родственники посетили иезуитский коллегиум в центре города и зажгли свечу памяти. Именно здесь находилась зловещая тюрьма НКВД, куда из ряда районов БССР привозили невинных людей.

Отсюда по центральной улице Ленина автобус направился на Кобыляцкую гору — одно из мест массовых расстрелов. Это был один из маршрутов, по которому НКВД в 1930-е году вывозил на расстрелы сотни людей.

Несмотря на дождь, минчане вместе с оршанскими активистами и потомками репрессированных провели на Кобыляках субботник: убрали опавшую листву, поваленные деревья; а затем помянули своих репрессированных предков.

Уроженец Орши белорусский художник Микола Купава рассказал, что его дядю — Дениса Купаву – за отказ идти в Красную армию коммунисты расстреляли еще в 1919 году:

Баба Ганна рассказывала, что ее сына Дениса забрали большевики. Ему было 18-19 лет… Его кости покоятся где-то тут, на Кобыляках. Бабуля рассказывала, что сына расстреляли у нее на глазах.

Мы ничего не знали. Мы знали, только, что наш батька расстрелян в Орше. Больше ничего. Я не могла дождаться, когда приеду сюда, — утирая слезы говорит дочь расстрелянного Константина Позняка. — Я не помню батьку своего. Я была маленькая. Шестеро детей. Приехали, забрали, увезли. Мать еще до 40-го года возила передачи. Передачи брали, в то время, когда отца расстреляли 16 января 1938 года.

В свидетельстве о смерти отца сказано, что его расстреляли 20 декабря 1937 года. Мне тогда был год и шесть месяцев. Когда отец уходил, он сказал матери: «Вместо себя я оставляю дочь». У отца было семеро сыновей, я была восьмой, — вспоминает Надежда Нестерович, дочь расстрелянного Иосифа Нестеровича и добавляет:

Я счастлива, что пришла на это место, где его не похоронили, нет. Закопали самым мерзким образом.

20181027_132442.jpg
Фото Игоря Станкевича

Собравшиеся зачитали имена на памятниках и крестах стихийного народного мемориала, закрепили на деревьях фотографии около 20 расстрелянных в Орше, а затем направились на другое место расстрелов — Могилевское шоссе.

Здесь накануне кто-то установил первый крест с надписью «Жертвам сталинского террора, расстрелянным тут в 1930-е годы». Журналист и исследователь репрессий Юрка Коптик много лет собирал свидетельства очевидцев. Он рассказал о том, как проходили расстрелы на Могилевском шоссе. По его словам, помимо гражданских НКВД расстрелял здесь много священнослужителей. Потомки прочли список расстрелянных в Орше священников, зажгли свечи и почтили память жертв репрессий минутой молчания.

Родственники не успели посетить городское кладбище, где установлены четыре креста в память о расстрелянных в 1937 году иереях Федоре, Митрофане, Василии и Сергии. Кресты обнаружила активистка общественной инициативы «Кобыляки. Расстреляны в Орше» Лариса Орешна, внучка расстрелянного Ивана Гиля. Идентифицировать служителей культа пока не удалось. Неизвестно, кто установил кресты.

МУЗЕЙ ПРИ ЦЕРКВИ И ПРАВОСЛАВНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ

Протоирей Александр Терехов возглавил приход при церкви Александра Невского в городском поселке Крапивно, что в 10 км от Орши, еще в 2003 году. Уже тогда отец Александр с матушкой Светланой решили создать при храме небольшой музей:

Когда я приехал на этот сельский приход, встал вопрос, как жил этот храм раньше. Мы стали собирать материалы о священнослужителях, чтобы передать сведения следующим поколениям, тем более, что в селе остались родственники и потомки священников. Эта мысль у нас стала воплощаться в небольшом музее при церкви, где мы и собрали эти материалы, — рассказывал сайту sobor.by священник.

По словам матушки Светланы, в музее собраны материалы из личных дел священников, служивших в Крапивно и окрестных деревнях. Эти материалы были получены из архива КГБ. В храме чтут память жертв сталинских репрессий, поэтому здесь есть таблички с именами пострадавших крапивенцев. А еще в Крапивно открыта часовня «Память», где можно поставить свечу и помолиться за всех местных жителей, пострадавших в годы политических репрессий.

В этом году матушка Светлана Терехова и библиотекарь центральной оршанской библиотеки Ирина Пучкова разработали православно-патриотический маршрут «Адреса молитвы и памяти» для прихожан и подростков, активно участвующих в жизни библиотеки и храма. Маршруты разрабатывались по книгам «Памяць» Оршанского и Дубровенского районов.

Помимо мест, связанных со Второй мировой войной — Кургана Бессмертия в Орше и мемориального комплекса «Рыленки» в Дубровенском районе на месте захоронения свыше 10 тысяч советских воинов, маршрут включил в себя места, связанные с репрессиями против православных священников, служивших в Дубровенском и Оршанской районах, а также места массовых казней жителей Крапивно.

Один из пунктов — деревня Росасно — родина священника Дмитрия Власенкова. В 1941 году отец Дмитрий был отправлен этапом из оршанской тюрьмы в Казахстан, где скончался от тяжелой болезни. 20 августа 2000 года священник был причислен к лику святых. Другой пункт — мемориальный комплекс «Катынь». Здесь был расстрелян священник Григорий Попейко, который служил в Петропавловской церкви в деревне Браздетчино Оршанского района. До этого священника неоднократно арестовывали.

А 13 октября в воскресной школе состоялся духовно-патриотический урок, посвященной жертвам сталинских репрессий. Участники школы составили список жителей Крапивно, расстрелянных в Орше. Кто-то даже нашел имя своего прадеда. После мероприятия участники посетили памятный знак на Кобыляцкой горе, где возложили цветы, зажгли свечи, и прочли поминальную молитву в память о невинно убиенных.

Как в Орше ищут имена жертв НКВД. «На аресты ушло 150 дней, на реабилитацию — 50 лет». Ужасные цифры и ужасные факты.

Светлая память. Православные священники — жертвы сталинского террора из оршанской тюрьмы.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий