Где лучше быть Орше – в Витебской или в Гомельской области?

Антон Платов

В ХХ веке один из самых примечательных белорусских городов – Орша – успел побывать в составе двух различных областей – сперва Гомельской, а потом уже Витебской (где и остался).

Мы решили разобраться: в какой из областей было бы лучше Орше в наши дни?

17419430

Противоречивый город Орша

Когда пытаешься понять, что такое Орша, то поневоле натыкаешься на целый клубок противоречий. С одной стороны – древнейший город с богатейшей историей. С другой – абсолютная неразвитость по современным меркам, нелюбовь местных жителей к своему городу и странные претензии на звание «криминальной столицы Беларуси». С третьей – колоссальный потенциал для развития, который почему-то не реализовывается.

История Орши действительно намного богаче и интереснее ее современности. Город впервые упоминается в «Повести временных лет» под 1067 годом как Ръша. Тогда князь Всеслав Полоцкий с двумя сыновьями был вызван князьями Ярославичами «на Ршу у Смоленска», пересек Днепр на смоленскую (левую) сторону, где был схвачен и посажен в «поруб» – тюрьму без дверей, построенную вокруг заключенного.

Позже город оказывается в пределах Минского княжества князя Глеба Всеславича. Последний между 1104 и 1116 годами построил в Орше крепость. В 1119 году Орша перешла в состав Полоцкого княжества. С этого времени граница между Полоцкой землей в целом и Смоленским княжеством устанавливается по реке Днепр.

С 1359 года Орша входит в состав Великого княжества Литовского. В 1566 году Орша становится центром одноименного повета. 13 декабря 1620 года Орше дано городское самоуправление по магдебургскому праву и герб: серебряный крест и полумесяц под ним на голубом поле.

Замечу, что город в разные периоды своей истории принадлежал множеству разных государств – от княжеств Киевской Руси, ВКЛ и Речи Посполитой – и до Российской империи, Французской империи, Третьего рейха и СССР.

После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году город вошел в состав Российской империи и стал центром Оршанской провинции (с 1777 года – уезда) Могилёвской губернии. В 1776 году город был лишен магдебургского права. В 1781 году был утвержден новый герб: двуглавый орел и пять стрел.

В годы Первой мировой войны с февраля по октябрь 1918 года город был занят немецкими войсками. 2 февраля 1919 года Орша вошла в состав Гомельской области советской России, с 1920 – в состав Витебской области – но опять же России. 29 декабря 1922 года был создан СССР, но Орша была передана Белорусской ССР только в 1924 году.

Сегодняшняя Орша – достаточно значимый индустриальный центр. В городе работает 25 промышленных предприятий, на которых трудятся 19 тысяч человек. Промышленность города – это предприятия машиностроения, металлообработки, легкой промышленности, строительных материалов, мясомолочной, пищевой и других отраслей. В структуре промышленности города определяющими являются легкая и пищевая промышленность, удельный вес которых составляет более 75%. В числе ведущих предприятий:

– РУПТП «Оршанский льнокомбинат» – крупнейшее в республике предприятие по переработке льна, объем его производства составляет около 50% в общем объеме производства города;

– РУПП «Станкостроительный завод «Красный борец»;

– ЗАО ПТФ «Свитанок» – легкая промышленность;

– ООО СП «Динамо Програм Орша» – трикотажная продукция;

– ДКУПП «Оршанский завод железобетонных изделий»;

– ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»;

– РУП «Оршанский инструментальный завод»;

– ОАО «Завод „Легмаш“»;

– «Комбинат ЖБИК» – один из крупнейших производителей железобетонных изделий в Беларуси.

Кроме того, в городском поселке Болбасово под Оршей расположен один из двух белорусских авиаремонтных заводов – ОАО «Оршанский авиаремонтный завод».

Однако как региональный промышленный центр Орша все же не очень значима. В разы больше ее значение как транспортно-коммуникационного узла масштабов всей страны. По сути, Орша – крупнейший на востоке страны транспортно-логистический центр, а в масштабах всей Беларуси ее в этом качестве превосходят только Минск и Брест.

Через Оршу проходят международные автомагистрали М8E 95 и М1E 30, республиканские дороги Р15 (Кричев – Орша – Лепель), Р22 (Орша – Дубровно), Р76 (Орша – Шклов – Могилев), Р87 (Витебск – Орша). Добавим сюда железные дороги. Оршу не зря называют «Восточные ворота Беларуси»: через город проходят линии на Витебск, Лепель, Минск, Могилев, Кричев, Смоленск. А началось все в 1871 году, когда через город прошла железнодорожная линия Смоленск – Брест. Затем между городом и станцией, построенной на расстоянии около 3 км от города, было построено шоссе. В 1902 году построена железная дорога Новосокольники – Жлобин, в 1923-м – линия Орша – Кричев, в 1927-м – линия Орша – Лепель.

Казалось бы, потенциал города необычайно велик – в Орше есть все, что нужно, чтобы сделать город с населением более 110 тысяч человек просто-таки процветающим. Но вот что удивительно: ни один из оршанцев, с которыми мне довелось общаться в самой Орше либо в других городах, не могли сказать ни одного хорошего слова про свой город. Стандартные высказывания звучали так: «Серая провинция, ничего примечательного», «Город бандитов и зэков», – и все повторяли поговорку: «Орша – город богатый: три тюрьмы, ни одного театра» (хотя на самом деле тюрьмы в городе две).

Один из собеседников был более конкретен: «Всегда было и остается острое недовольство идиотской планировкой, какой-то нестройностью. Отсутствует центр города как таковой. Сравните с красивым центром Барановичей. Дурацкое размещение нужных мест. Автовокзал вообще размещен врагом народа. При этом иногороднему вообще лучше от вокзала далеко не отходить – местные чужаков не любят».

Мы решили разобраться: в какой области у Орши могло бы быть больше возможностей реализовать свой потенциал – в Витебской или в Гомельской?

 

Все смешалось в Восточной Беларуси

Вопрос на первый взгляд выглядит странным: ведь Орша граничит с Могилевской областью, да и Витебская область с Гомельской вообще никак не соприкасается. Чтобы понять почему такой вопрос вообще возник, обратимся к истории – а именно к 20-30-м годам ХХ века.

После прихода к власти в 1917 году большевики как-то хаотично перекраивали карту западных регионов империи. 26 апреля 1919 года в составе РСФСР была создана Гомельская губерния. В нее вошли 9 уездов ликвидированной Могилевской губернии, 1 уезд Минской губернии и 4 уезда Черниговской губернии. Первоначально Гомельская губерния делилась на 14 уездов, и Оршанский уезд был одним из них. Но уже в 1920 Оршанский уезд отошел к Витебской губернии. В декабре 1926 Гомельская губерния была упразднена: Гомельский и Речицкий уезды присоединены к БССР, Клинцовский, Новозыбковский, Стародубский – к Брянской губернии РСФСР. Тогда появился Гомельский округ – единица административного деления Белорусской ССР, существовавшая с декабря 1926 по июль 1930 года. В июле 1930-го Гомельский округ был упразднен (как и большинство округов СССР). Его районы перешли в прямое подчинение БССР – до 15 января 1938-го, когда появилась Гомельская область в ее нынешнем виде.

В свою очередь, Витебская губерния, заполучившая Оршу, начала свою историю в 1802 как административно-территориальная единица Российской империи. Тогда она занимала территорию северо-восточной части современной Витебской области, а также восточной части Латвии (в том числе города Двинск-Даугавпилс, Режица-Резекне и Люцин-Лудза) и некоторых районов России (Невель и Себеж – Псковская область, Велиж – Смоленская область). Вместе с Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской и Могилевской губерниями Витебская образовывала Северо-Западный край имперской России.

После революции Витебская губерния поочередно входила в состав Западной области (1917-1918), Западной коммуны (1918) РСФСР, БССР (январь-февраль 1919), РСФСР (1919-1924). После того, как в 1920-м из Гомельской губернии был передан Оршанский уезд, в том же году Двинский, Люцинский и Режицкий уезды отошли к Латвии. 24 марта 1924 года губерния была упразднена. Большая часть ее территории отошла к Белорусской ССР, а Велижский, Невельский и Себежский уезды – к Псковской губернии РСФСР. В своем нынешнем виде Витебская область сформировалась 15 января 1938 года.

 

Через призму экономики

И вот только теперь мы, собственно, пришли к главному вопросу: в какой области сегодня было бы лучше находиться Орше – в Витебской или в Гомельской. Для этого нужно сравнить экономический и человеческий потенциал областей. При практически одинаковой площади в Гомельской области больше жителей (1.440 тыс.), чем в Витебской (1.202 тыс.). Сам Гомель по численности населения (482,65 тыс. человек) занимает в республике второе место после Минска.

Вообще, если смотреть со стороны, Гомельская область в экономическом плане выглядит лучше, чем Витебская. Она расположена южнее, и равнинный характер рельефа вместе с мягким климатом и хорошими почвами особо способствует развитию сельского хозяйства. Климат благоприятствует выращиванию сахарной свеклы, кукурузы, скороспелых сортов винограда и других культур. Витебская область такими преимуществами похвастаться не может. К тому же Гомельщина богата полезными ископаемыми, и прежде всего – топливно-энергетическим сырьем. Разведано около 1500 месторождений торфа; с 1964 года вблизи Речицы добывают нефть (причем очень высококачественную – т.н. «легкую») – ее там добыто уже более ста миллионов тонн. В юго-восточной части Припятской впадины разведаны залежи каменных углей. В Житковичском районе обнаружены горючие сланцы. В сто миллионов тонн оцениваются залежи бурых углей, сосредоточенные в Житковичском и Бриневском месторождениях.

Кроме того, в Гомельской области более развита промышленность. Сравните: в 2010 году предприятиями Витебской области произведено промышленной продукции в фактических отпускных ценах на сумму 27,87 трлн рублей, а Гомельской – на сумму 34,402 трлн рублей.

В Витебской области преобладают предприятия топливной, пищевой, химической и нефтехимической промышленности. Ведущие отрасли промышленности области в республиканских объемах производства занимают: топливная – около 58%, электроэнергетика – 10,8%, пищевая – 8,8% легкая – 5,1%, химическая и нефтехимическая – 1,9%.

Гомельская область в плане промышленного развития выглядит более сбалансированной, на ее территории расположено более трехсот крупных и средних промышленных предприятий. Ведущие отрасли: топливная промышленность, химическая, черная металлургия, машиностроение, нефтедобывающая, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. В Гомельской области добывают всю белорусскую нефть и газ; в ней же сосредоточено все производство металлопроката, кормоуборочных комбайнов, оконного стекла и линолеума, более 85% стали, более 93% автомобильного бензина, более 45% дизельного топлива, почти 47% топочного мазута, около 46% картона, около 31% древесностружечных плит, почти 25% фанеры и металлорежущих станков, 24% бумаги. Топливно-энергетический комплекс (включающий Светлогорскую, Мозырскую и Гомельскую ТЭЦ, АО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», ПО «Беларуснефть») по объему продукции занимает первое место в отраслевой структуре промышленности области.

Безусловные «козыри» Гомельской области – предприятия БМЗ, «Мозырский НПЗ», «Гомельдрев», «Гомельстекло», «Химволокно», «Гомсельмаш», «Спартак», «Гомельский жировой комбинат», Гомельский станкостроительный завод, Гомельский химический завод, ПО «Белоруснефть», «Мозырьсоль», «Кристалл», «Гомельобои». Витебская область, конечно, может достойно ответить такими предприятиями, как «Нафтан», «Полимир», «Полоцк-Стекловолокно», «Витебские ковры», «Белвест», «КИМ». Однако в целом промышленность Витебщины заметно уступает промышленности Гомельщины. Лидирует разве что в секторе высокотехнологичных производств – именно в Витебской области находятся такие современные военно-промышленные предприятия, как «КБ «Дисплей», ООО «Диполь», ОАО «Витебский завод радиодеталей «Монолит» (Витебск), ОАО «Техника связи» (Барань), ОАО «Измеритель», ООО «БелМикроволны» (Новополоцк). Про ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» я уже упоминал.

При этом в Гомельской области есть одно, но очень уж большое «НО». Это экологическая ситуация. Во-первых, значительная ее часть оказалась заражена радиацией после аварии на Чернобыльской АЭС. Во вторых, обратная сторона более высокой индустриализации Гомельщины – значительное загрязнение промышленностью окружающей среды. Мозырский НПЗ, Белорусский металлургический завод в Жлобине, Гомельский станкостроительный завод, «Химволокно» и «Гомсельмаш» – мягко говоря, не подарки для местной экологии.

При этом в Витебской области не только чище воздух, но и намного больше лесов и озер. Отсюда вывод: работать лучше в Гомельщине, жить – в Витебщине. Жаль, совмещать это проблематично.

Важный момент: значительные территории и Витебской, и Гомельской области относятся к депрессивным регионам Беларуси. По оценкам Минэкономики по состоянию на 2010 год почти треть (31%) белорусских районов являются депрессивными. В том году в Брестской области 10% районов снизили долю выручки более чем на 35%, в Витебской области – 38%, в Гродненской – 61%, в Гомельской – 41%, в Могилевской – 28% , в Минской – 4%. При этом хуже всего ситуация в Витебской области – там 18 районов из 21-го имеют мизерную долю в общем объеме промпроизводства.

Авторы Национального отчета о человеческом развитии «Конкурентные преимущества регионов Республики Беларусь», исследовав белорусскую глубинку, пришли к выводу: высоким рейтингом конкурентоспособности могут похвастаться лишь Минск и Минская область. При этом по показателям в экологии и социальной сфере столица занимает лишь третье место.

Гомельская, Брестская и Гродненская области, занявшие в общем рейтинге с третьего по пятое места, незначительно отличаются друг от друга. После областных центров лучше всего живется в Солигорском, Минском и Мозырском районах, где расположены крупные экспортные предприятия, обеспечивающие населению более высокий заработок. Мозырский район – это Гомельщина.

К депрессивным районам авторы отчета относят ряд регионов в Могилевской и Гомельской областях, которые пострадали от аварии на Чернобыльской АЭС, и регионов Витебской области, где наблюдается масштабный отток населения.

Другое аналитическое исследование – «Конкурентоспособность регионов Беларуси: общий обзор» (Исследовательский центр ИПМ) – также указывает на перевес Гомельской области по всем показателям над Витебской.

 

Резюме

Итак, где же было бы лучше Орше – в Витебской или в Гомельской области? Судя по всему, чисто в экономическом плане возможностей для развития у Орши больше в составе Гомельщины. Более развитая промышленность региона помогла бы общему развитию города. Обратная сторона – заметно худшая экологическая ситуация, и как следствие – меньшая продолжительность жизни.

Однако можно посмотреть на этот вопрос с другой стороны: сама Орша – она какой области нужнее? Будучи очень важным транспортным и логистическим узлом, этот город самим своим присутствием заметно облегчает жизнь промышленным предприятиям Витебщины. Без Орши Витебская область стала бы сплошным депрессивным регионом, в котором единственные «светлые пятна» – Витебск и Новополоцк. А вот Гомельской области, в принципе, неплохо живется и без оршанского транспортного узла.


  • Вася

    Господи, какая чушь….все вменяемые жители города уже давным давно не считают Оршу криминальной. и город ничем не хуже других и планировкой и инфраструктурой. и даже красивее и удобнее многих примерно таких же по населению городов. похоже у автора личная неприязнь к городу. других причин для описанного маразма не находится.

  • Ольга Витебская

    не понимаю, где Вы усмотрели маразм)) то, что Вы описываете, как раз передано со слов жителей Орши. Автор статьи совсем про другое писал. Как раз факты, выложенные в публикации, свидетельствуют о том, что Орше есть чем гордиться.