впервые в БССР отличительной особенностью нового моста было то, что его изначально рассчитывали на современную автомобильную и трамвайную нагрузку
Тридцать лет назад, 23 сентября 1988 года, в центре Витебска раздался взрыв. Был взорван один из городских мостов. Правда, ничего общего с терроризмом или криминалом уничтожение моста не имело. Ровно тридцать лет назад закончил жизнь старый мост имени Блохина, отслуживший свой век, чтобы на его месте появился новый, современный мост.
Еще в начале ХХ века в Витебске возникла острая необходимость строительства второго постоянного моста через Западную Двину. Город активно развивался в южном направлении, здесь строились промышленные предприятия. На плане Витебска 1922 года немного выше по течению от современного моста имени Блохина была отмечена паромная переправа через Двину. А через несколько лет началось и возведение моста.
Проектировало сооружение мостовое управление Главдортранса БССР. Левобережная эстакада изначально строилась деревянной, правобережная – железобетонной. На бутобетонных основаниях с гранитной облицовкой покоилась металлическая клепаная ферма. Отличительной особенностью моста было то, что он был изначально рассчитан на автомобильную и трамвайную нагрузку – впервые в БССР.
Строительство моста через Западную Двину было завершено к ноябрьским праздникам 1934 года, а 5 июня 1935 года по нему проехал первый трамвай. В июле 1941 года отступающие части Красной Армии подорвали выступавшие над землей опоры, которые немцы быстро восстановили. О подвиге старшего сержанта Федора Тимофеевича Блохина, чьи бойцы предотвратили уничтожение моста гитлеровцами в ночь на 26 июня 1944 года, знает, наверное, каждый витеблянин. В преддверии 7 ноября 1959 года на мосту была установлена мемориальная доска, рассказывающая об этом событии, а в 1974 году мосту было присвоено имя Героя.
В предвоенные годы основными транспортными средствами были трехтонные грузовики «ЗИС» и восьмитонные трамваи, которые мост выдерживал без особого труда. Но уже к середине 1950-х годов мост требовал реконструкции. В 1956 году было проведено капитальное восстановление эстакад. Но это помогло мало. Мост был закрыт для движения большегрузных автомобилей, остальные должны были перед въездом на него снижать скорость.
В 1968 году была проведена капитальная реконструкция моста. По проекту инженеров А. Кузнецова, Л. Баранова и Л. Коваленко была приподнята домкратом железобетонная плита мостового полотна, в ней пробиты «окна», соединившие железобетон с металлом, натянуты, подобно луку, и усилены фермы. Работы велись витебским мостопоездом № 425 под руководством А. Грегуля и О. Косарева. Требовалась ювелирная точность: при перекосе ферм всего на один сантиметр плита могла лопнуть. Реконструкция длилась около полугода, с весны по осень 1968 года, при этом пешеходное движение по мосту не прекращалось. 1 октября 1968 года работы были успешно завершены, и по мосту прошел первый трамвай. Через неделю было восстановлено и автомобильное движение.
Срок жизни моста был продлен еще на двадцать лет. За эти годы в Витебске был построен третий, КИМовский мост через Западную Двину, по которому было открыто окружное движение трамваев и автомашин.
10 сентября 1988 года в газете «Витебский рабочий» было опубликовано интервью с председателем горисполкома Н.А. Федорчуком. Материал был посвящен судьбе моста и назывался «Что ожидает мост Блохина?»
У нас, витебчан, многое связано с этим строением. Мост-труженик. Мост-воин. Возводили его в самом начале 30-х годов… После войны он надежно служил горожанам. Его ремонтировали и реконструировали… И вот теперь снова закрыли по нему движение. «Надолго?» – спрашиваю у председателя горисполкома Н.А. Федорчука. «Навсегда, как это ни больно говорить… К великому сожалению, мост отслужил свое. Он морально и физически устарел и пришел в полную негодность». «А реконструировать его нельзя?» – «Авторитетная комиссия специалистов признала: нет. Правда, быки, сделанные с бутового камня и цементного раствора настолько мощные, что их не берет никакой инструмент. Но и использовать их нельзя… Только взрывать. Взорвать до фундаментов, на которые ставить новые быки. Работы поручено вести коллективу СПМК-25… Будет демонтаж и уборка конструкций, на что отпущено полмиллиона рублей. Закончатся эти работы в этом году. А потом начнем строить новый мост, который почти втрое будет шире нынешнего… Современное строение, рассчитанное на любой современный транспорт. Правительство республики выделило пять миллионов рублей. Возводить поручено коллективу Витебского мостопоезда № 425, у которого есть опыт. Начало работы в этом году, окончание – в 1991. Четыре года. Проектная документация готова. Ее подготовил Минский институт «Белгипродор».
Вскоре в многотиражной газете Витебских строительных трестов №№ 9 и 28 появился фоторепортаж В. Базана «Мост готовится к взрыву» о последних днях жизни старого моста имени Блохина.
Мост им. Блохина готовится к взрыву. Для того, чтобы потом возродиться в новом современном обличии. Прочные армированные бетонные перекрытия и сваи не позволяют «мирным» путем произвести демонтаж. Сейчас здесь кипит работа. Монтажники Мостопоезда № 425 убирают асфальтовое покрытие, демонтируют более простые узлы моста, готовят площадку для временного причала. Рабочие СМУ-25 – специалисты-взрывники – сейчас главные на этом объекте. В каждой свае необходимо просверлить до 15 отверстий глубиной в 40 сантиметров. В них будут закладываться заряды патронированного амонита. Расчет должен быть очень точным. Близость жилых зданий усложняет работу. Многотонная конструкция обязана лечь аккуратно в заранее отведенное место.
И вот наступил день 23 сентября 1988 года. Газета «Строитель» писала:
«Окна, заклеенные крест-накрест полосками бумаги. Оцепление. Щиты с надписью «Проход запрещен!». Вселяли в сердце тревогу, сулили что-то таинственное, притягивали внимание многочисленных зрителей, которые, несмотря на все старания работников милиции, смотрели в окна общежитий, усеяли крышу цеха завода им. Кирова. И вот 18.00. Две сирены. Электрический разряд… пронесся по детонирующему шнуру, объединив стограммовые патроны амонита в единый мощный механизм разрушения. Взрыв! Сорок пять метров железобетонных перекрытий, лишившись опоры, аккуратно легли на землю. Так началась серия взрывов, с помощью которых производится демонтаж старого моста Блохина… После разрушения наземной части многотонная металлическая конструкция моста будет сдвинута на берег и там разрезана.
Так закончил жизнь старый мост имени Блохина, простоявший почти 54 года. В возведении нового моста принимали участие не только строители Мостопоезда № 425 под руководством А. Бондаренко, но и специалисты из Минска, Санкт-Петербурга. Металлические балки были изготовлены для витебского моста на Воронежском заводе металлоконструкций. К 1992 году был закончен монтаж опор, а 13 февраля 1992 года строители приступили к установке 1350-тонного пролетного строения.
29 декабря 1992 года, в канун новогодних праздников, обновленный мост имени Блохина был сдан в эксплуатацию.
Взамен старой доски при въезде со стороны площади Победы был установлен горельеф работы скульптора А. Торосяна, изображающий Героя Советского Союза Федора Тимофеевича Блохина, чье имя навсегда будет связано с мостом.
В Витебске 24 июня отгремел «бой» за мост Блохина. Как это было.
На День города реконструировали Витебско-Оршанскую наступательную операцию.
Спасибо за статью. Когда мост Блохина закрыли мне было 8 лет. И я не очень понимал почему теперь мне к бабушке с дедушкой , которые жили на Герцена надо ездить в обьезд. через Кирова . )
Это, конечно же, спасибо Сергею Мартиновичу. На самом деле, это огромный труд собрать вот такой текст