«Полонез», «Мелисса» и коммерческое такси «Лада». Первые кооперативы и первые бизнесмены в Витебске в конце 80-х

Время чудес. А вы помните, как это было?

26 мая 1988 года Верховным советом был принят закон «О кооперации в СССР», который предоставлял право гражданам объединяться и создавать кооперативы с использованием наемного труда. Считалось, что предприниматели ликвидируют товарный дефицит, а качество обслуживания в процессе естественной конкуренции заметно улучшится.

Старт «процессу» был дан еще в феврале 1987 года, когда было опубликованы постановления Совета министров СССР о создании кооперативов по бытовому обслуживанию населения, производству товаров народного потребления и в сфере общественного питания. Поначалу царила эйфория. Поскольку идея получила отмашку с самого верха, действовал принцип: разрешено все, что не запрещено.

Фото носит иллюстративный характер istpravda.ru

19 марта 1987 года в газете «Вiцебскi рабочы» появилось сообщение, что первый в городе кооператив общественного питания «Витебский» скоро примет первых посетителей в кафе «Полонез» по адресу проспект Победы 7/1. «Роскошная» обстановка, обходительное обслуживание и заоблачные цены не могли тогда не шокировать. А директор кафе Сергей Шкильнюк в одночасье прослыл самым известным бизнесменом Витебска.

Фото носит иллюстративный характер istpravda.ru

Чуть позже, в апреле, по соседству (проспект Победы,7), в общежитии Витебского шелкового комбината открылся кооператив «Мелисса» — небольшое швейное предприятие, в котором работали 15 человек. Кооператив занимался индивидуальным пошивом и выпускал ограниченные серии качественного ширпотреба. Впоследствии кооператив расширился, открылась парикмахерская на два рабочих места, с дополнительными услугами маникюра-педикюра.

Примерно в это же время появилось коммерческое такси — в апреле 1987 года по улицам Витебска побежали первые 10 машин. Как писала газета «Вiцебскi рабочы», при автобазе управления бытового обслуживания населения проводится эксперимент по созданию коммерческого такси с использованием личных машин горожан:

Для того, чтобы стать водителем такси «Лада» нужно получить рекомендацию с основного места работы. Кроме того, у водителя не должно быть никаких ограничений на вождение автомобиля. Стаж практической работы нужно иметь не менее 3 лет. Автомобиль должен быть застрахован, пройти техосмотр и иметь исправный спидометр.

По словам заместителя начальника управления бытового обслуживания населения Анатолия Азаркевича, такси «Лада» в отличии от обычного, радиус обслуживания которого ограничен 50 километрами, может совершать поездки по всей Витебской области:

Плата такая, как и в государственном такси: 20 копеек посадка, каждый километр пробега — 20 копеек. В будний день водитель может работать 4 часа, а в выходные и праздничные дни — 8 часов. В будущем мы планируем своеобразный конкурсный отбор среди водителей с тем, чтобы они могли обеспечить не только автоперевозки, но и смогли показать и рассказать гостям о нашем древнем городе.

Многочисленные кооперативы, появившиеся в те годы, держались недолго. В начале 90-х многие из них закрылись. И, несмотря на то, что время работы в кооперативе не входит в страховой стаж, необходимый для начисления пенсии, кооператоры вспоминают эти годы с ностальгией:

Это было время каких-то чудес. Ощущение, что можно все и это было здорово, — поделилась Наталья, которая проработала в кооперативе более 4 лет.

Фото носит иллюстративный характер istpravda.ru

Напомним, для индивидуальных предпринимателей планируется изменить порядок оплаты взносов в ФСЗН. А посмотреть пошаговую инструкцию для тех, кто решил превратить хобби в заработок, можно здесь.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА