Site icon Витебский Курьер

Витебский трамвай: где самый старый, «буханки» и 5 секретов нашего депо

как выглядит депо изнутри, сколько там осталось старых вагончиков и как заказать трамвай на праздник

Пусть себе Витебск известен богатой трамвайной историей, для нас это – повседневность. Каждый день трамваи бегут по маршруту, мы привыкли к ним так же, как к параду на День Победы или к толпам туристов на «Славянку». Но даже в повседневности есть много интересных историй. Для того, чтобы рассказать вам некоторые из них, мы побывали там, где ночуют витебские трамваи – в депо.

1.Про знаменитые «буханки»

Самым известным витебским трамваем можно назвать рижские вагончики РВЗ-6М2 в народе – просто «буханка». По ним ностальгируют в соцсетях, именно такой трамвайчик возит нас на экскурсию во время Дня города. В витебском трамвайном депо таких «буханок» всего три. Одна из них была переделана под экскурсионный вагон, а две другие доживают свой век на задворках.

Один из двух оставшихся старых вагончиков РВЗ. Фото Анастасии Вереск
Старые вагоны на территории депо. Фото Анастасии Вереск

Почему так получилось, нам рассказал Вадим Михайлович, заместитель начальника трамвайного депо по эксплуатации:

Самый старый ходовой вагончик в депо – это экскурсионный, еще два таких стоит на списание. После этого их, скорее всего, утилизируют. Были переговоры со Смоленском, они собирались забрать у нас один такой трамвайчик, но что-то пока не выходит, не знаю, по каким причинам. 

Жаль, что такая история пойдет на металлолом. Фото Анастасии Вереск
Старый вагон КТМ-5. Фото Анастасии Вереск

Кстати, по информации сайта Белтранспорт, в середине 2000-х годов в Витебске оставалось 34 вагона РВЗ.

2. Как заказать себе персональный трамвай

Кстати, экскурсионный вагон пользуется популярностью. Особенно, в сезон свадеб и выпускных. Каждый желающий может заказать новый или старый трамвай и устроить себе личный праздник. Расходы тоже будут зависеть от ваших запросов: цены варьируются в зависимости от стоимости электроэнергии и стоимость поездки рассчитывается исходя из затраченного времени и маршрута.

Экскурсионный трамвай. Фото Анастасии Вереск
Цех технического обслуживания. Фото Анастасии Вереск
Фото Анастасии Вереск

Мы инструктируем водителя и он приезжает в назначенное время. Зимой таких заказов меньше, но в летнее время – прилично. Заказывают на встречи рассветов, на второй день свадьбы, когда нужно собрать гостей на определенных остановках. Был интересный случай, когда молодой человек сделал первое свидание на трамвайчике. Он его украсил, и, я думаю, девушке было очень приятно.

Чтобы заказать трамвай, можно обратиться в  в службу движения филиала «Городской электрический транспорт г. Витебска» ОАО «Витоблавтотранс» (телефон 68-73-46) и согласовать маршрут. 

3. Про самый старый трамвай в депо

Самым старым по праву можно назвать синий вагончик серии «Х» московского завода. Называется она так по букве первого города, куда трамвай пошел для массовой эксплуатации – Харьков. Это не макет и не копия: настоящий восстановленный трамвайный вагон, в котором обновили кузов, сделали новые скамейки внутри и поменяли обшивку. Чтобы поставить его на постамент, понадобилось несколько дней работы.

Этот вагон стал памятником в 2008 году, кстати, миллиметраж рельсов у него стандартный. Фото Анастасии Вереск
Скамейки внутри старого трамвая. Фото Анастасии Вереск

Ведущий инженер-технолог депо Сергей Анатольевич вспомнил и несколько курьезов, связанных с синим вагоном:

Один раз его просили у нас поснимать киношники. Но начальник им, помню, сказал тогда: пожалуйста, только сами берите и сами назад ставьте. Три дня работали, чтобы его на постамент поставить. А был еще у нас самый старый спецвагон, которым снег чистят, и на него с этого трамвая даже деталь снимали. Тот снегочист ломался по нескольку раз в день, сейчас его уже списали.

Подробнее про «синий вагон», а также про новый памятник трамваю, вы можете прочитать на нашем сайте. 

Вид на синий вагон из окна депо. Фото Анастасии Вереск

Кстати, в витебское депо иногда приезжают «трамвайные» энтузиасты, чтобы пофотографировать технику. Например, были туристы из Германии и Санкт-Петербурга.

4. Про необычное украшение

В одном из помещений депо можно найти необычное ретро-украшение: старый советский плакат. К нему здесь уже все привыкли, по словам мастера на этом участке, плакату уже больше 30 лет.

Плакат призывает на борьбу с пьянством. Фото Анастасии Вереск
Знакомые номерки? Фото Анастасии Вереск
Сами по себе здания депо очень старые. Фото Анастасии Вереск
Внутри ангара. Фото Анастасии Вереск

5. Что изменится в витебских трамваях в ближайшее время 

Гостей из Минска часто удивляет, что в Витебске старые трамваи до сих пор можно встретить на линии. На самом деле, их осталось у нас не так много: это вагоны КТМ-5М3 и КТМ-71 608 Усть-Катаевского завода. Как пояснил нам Вадим Михайлович:

Они уже достаточно выработали свой ресурс. Если все будет хорошо, на этот год планируется закупка новых моделей вагонов. И тогда мы уже достаточно серьезно обновим наш трамвайный парк. 

Сейчас о городу еще бегают старые вагончики КТМ-5. Фото Анастасии Вереск
А вот трамвай более новой модели. Фото Анастасии Вереск
Фото Анастасии Вереск

Кроме того, скоро на наших трамваях появится GPS-оборудование, которое позволит отслеживать их движение онлайн.

В планах у нас было также закупить около четырех троллейбусов на автономном ходу. Они смогут двигаться около 15 км без подключения к контактной сети: такие троллейбусы просто опускают штанги и едут на аккумуляторах. Это позволит нам наладить троллейбусное движение даже с микрорайоном Билево.

Несмотря на удобства современной техники мы, признаемся честно, будем скучать по старым трамваям на улицах Витебска. А вы?

Больше интересного про историю витебского трамвая читайте также на нашем сайте. 

Exit mobile version