есть вопросы по поставкам сыра, яблок и другой продукции
С 26 февраля 2018 года Россельхознадзор вынужден ввести временные ограничения на поставки в Россию продукции, в которой выявлялось наибольшее количество нарушений:
- молока и сливок пастеризованных, стерилизованных и ультрапастеризованных наливом;
- молока и сливок сухих, концентрированных, консервированных и сгущённых;
- сыворотки молочной наливной, концентрированной, сухой;
- концентрата сывороточного и молочного белка.
В числе прочих, по Витебской области:
в продукции УПП «Полоцкий молочный комбинат» зафиксировано 4 выявления, в том числе:
- 3 – в молоке концентрированном (сульфаметазин – 2 случая, ципрофлоксацин);
- 1 – в молоке питьевом (наличие сухого молока).
В продукции ОАО «Молоко» зафиксировано 5 выявлений:
- в сыворотке молочной наливной — тилозин;
- в молоке концентрированном в цистернах – сульфаметазин;
- в сливках — хлортетрациклин;
- в сыворотке концентрированной в цистернах — альбендазол сульфон;
- в твороге — БГКП.
В продукции ОАО «Оршанский молочный комбинат производственный цех Сенненский» — выявление сульфаметазина в молоке сгущённом обезжиренном.
В течение последних 13,5 лет Россельхознадзор проводит работу по защите российского рынка от небезопасной, некачественной и незаконно ввозимой продукции животного и растительного происхождения. Зачастую такая работа приводит к необходимости введения строгих мер контроля вплоть до введения запретов и ограничений. Под такие меры нередко попадают белорусские предприятия-поставщики, что вызывает определенные сомнения относительно эффективности функционирования системы государственного ветеринарного и фитосанитарного надзора союзного государства.
Кроме экспорта из Республики Беларусь в Россию небезопасного в ветеринарно-санитарном отношении молочного сырья, на поставки которого Россельхознадзор был вынужден ввести временные ограничения, не менее остро до сих пор стоят и другие вопросы.
Россельхознадзор уже неоднократно обращал внимание общественности на серьезную проблему, связанную с ввозом белково-жирового продукта (сыроподобного продукта) на территорию России. Такая продукция не подлежит правовому определению, но вместе с тем неизвестным способом сертифицируется.
В октябре 2017 года Россельхознадзором были выявлены факты поставок в Россию белорусскими компаниями ООО «Газ Венчуре», ООО «Глобалкостом» и РУП «Белтаможсервис» запрещенной ответными экономическими мерами молочной продукции происхождением Украины и стран Евросоюза под видом производителей стран, не попавших под действующие ограничения (Иран, Македония, Сан Марино и Китай). Речь шла о легализации 150 тысяч тонн запрещенной к ввозу в Россию продукции.
Россельхознадзор обратил внимание белорусской стороны на то, что, в первую очередь, поставки таких товаров с территории Украины и Евросоюза ведут к снижению объема ввоза в Россию молочной продукции добросовестных белорусских производителей. Во-вторых, складывающаяся ситуация говорит о неэффективности контроля ветеринарной службы Белоруссии на белорусском участке внешней границе ЕАЭС, которая либо участвует в незаконных схемах, либо не уделяет должное внимание происходящему.
Так, Россельхознадзору потребовался всего один день для того, чтобы связаться с ветеринарными службами Ирана, Македонии, Сан-Марино и Китая и получить от них ответ, что данная продукция в адрес белорусских и российских получателей не отгружалась.
Кроме того, Россельхознадзором были дополнительно организованы визиты на предприятия Республики Сан-Марино и Македонии.
По результатам этих визитов сделан вывод, что белково-жировая продукция, поступающая из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, не производилась ни в Македонии, ни в Сан-Марино, имеет неустановленное происхождение и поступает на территорию Российской Федерации в сопровождении фальсифицированных документов.
В 2018 году в Россию уже ввезено из Белоруссии 160 партий такой продукции, и она продолжает поставляться по фальсифицированным документам и реализовываться на территории страны ни как «белково-жировой полутвердый продукт», а как привычный для отечественного потребителя «сыр».
Еще одним проблемным вопросом является ввоз в Россию с территории Белоруссии физическими лицами различной продукции без ветеринарно-сопроводительных документов, якобы для личных целей. Однако объем ввозимых в ручной клади партий не оставляет сомнений в том, что продукция предназначается для реализации на российском рынке. Так, только за неполные два месяца 2018 года Россельхознадзором пресечены попытки перемещения через российско-белорусскую границу 17 партий молочной, мясной и другой животноводческой продукции общим объемом свыше 25 тонн.
Учитывая это, заявления белорусских коллег о строгом контроле за поставляемой в Россию продукцией, подлежат очевидному сомнению.
Кроме того, в течение 2016-2017 годов Россельхознадзор проводил масштабную работу по подтверждению подлинности фитосанитарных сертификатов, в сопровождении которых на территорию Россию через Республику Беларусь поступала подкарантинная продукция, попавшая под ограничения, установленные Президентом и Правительством Российской Федерации. По результатам этой работы Россельхознадзор был вынужден ограничить поставки через Республику Беларусь и разрешить только прямой ввоз через пункты пропуска, расположенные на российском участке внешней границы Евразийского экономического союза, растительной продукции из 33 стран, карантинные службы которых сообщили, что не выдавали данные документы. В число таких государств вошли Бангладеш, Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея, Йемен, Иордания, Конго, Нигерия, Сан-Марино, Танзания и десятки других стран. Стоит отметит, что у Россельхознадзора есть все основания полагать, что плодовоовощная продукция, ввозимая через Республику Беларусь под видом происхождения этих стран, на самом деле была выращена в ЕС.
В 2018 году Россельхознадзор был вынужден принять не менее решительные меры с целью защиты российского рынка от продукции, ввозимой через Республику Беларусь вопреки установленным особым экономическим ограничениям в отношении стран, безосновательно применивших к России санкции.
Так, проведенная Россельхознадзором в начале февраля проверка предприятий-производителей свежих яблок в Республике Беларусь, осуществляющих поставки на территорию Российской Федерации в декабре 2017 года – феврале 2018 года, показала, что в хранилищах 31 хозяйствующего субъекта яблоки в принципе отсутствуют.
С 14 февраля 2018 года введен запрет на ввоз яблок свежих с этих предприятий, среди них
- ГСХУ «Лужеснянская сортоиспытательная станция»;
- ЧТУП «ОлДиТранс» в деревне Вымно.
Напомним, ранее председатель Витебского облисполкома Николай Шерстнев высказывался про непартнерские отношения и нецивилизованные методы работы Россельхознадзора.
Сейчас для нас основной потребитель молока — это Россия. Около 50% молочной продукции мы поставляем на российский рынок. Думаю, ни для кого не секрет, что в настоящее время под различного рода ограничениями со стороны Россельхознадзора находятся ряд белорусских предприятий. Сегодня закрыли один завод, завтра — другой. Это непартнерские отношения, нецивилизованные методы работы.