Site icon Витебский Курьер

Алексей Бизунов: художник мировой печали и просветлённой надежды

В Витебском центре современного искусства и Музыкальной гостиной проходят выставки памяти Алексея Бизунова.

Это был действительно универсальный по своему таланту человек, ушедший из нашего мира совсем рано, в возрасте 24 лет, в далёкой Мексике при странных обстоятельствах. Художник, поэт, музыкант и духовный искатель… Или можно так сказать, художник во всём: и в поэзии, и в музыке, и страстном выражении своих духовных устремлений. Смерть Алексея Бизунова стоит в одном ряду со смертью многих выдающихся творческих людей в самом начале их пути, таких как Генрих фон Клейст, Михаил Лермонтов, Максим Богданович. Ибо у всех этих личностей раннее проявление огромного таланта и возможностей для дальнейшего развития было просто колоссальным. В каждом из видов своей творческой деятельности Алексей Бизунов уже успел создать совершенные по своему воплощению произведения.

Вот абсолютно демиургические строки, которые Алексей Бизунов ещё исполнял как песню, и они, несомненно, принадлежат вечности:

«Так дай мне крылья,

Открой все двери,

Я буду ветром,

Как можно ветру не летать…

Ты видишь небо,

Я не разбился,

Дождём умылся

И буду звёзды зажигать…»

А. Бизунов. Автопортрет. Ветер. 2008 г.

В своём выступлении на Вечере памяти в музыкальной гостиной 17 декабря старший научный сотрудник Витебского центра современного искусства Марина Карман перечислила творческое наследие Алексея Бизунова. Это около 120 живописных произведений, 16 записанных песен (72 минуты) и очень много стихов. В настоящее время завершается подготовка к изданию каталога с диском, всё это будет передано в архивы библиотек.

На памятном вечере присутствовали родственники художника, и Марина Карман подчеркнула особое значение усилий его матери Светланы Михайловны в деле сохранения памяти о сыне: «К сожалению, художники, бывает, уходят очень рано, и очень многое зависит от отношения родственников к их творчеству. Некоторые могут поставить картины в сарае, я знаю, есть такие случаи, и больше никто их не увидит. А когда опомнятся, будет совсем поздно».

Характеризуя содержание картин Алексея Бизунова, смысл его творчества, Марина Карман так определила главную цель произведений художника: «Он хотел менять людей своими картинами, у него была такая цель, к которой он шёл и говорил об этом. И у него было много о чём нам рассказать». Начиная писать во вполне реалистической манере, Алексей Бизунов ушёл далеко за пределы отображения внешней действительности, к символизму и абстракционизму. Марина Карман красноречиво объяснила неизбежность такой творческой эволюции: «Человек не может всю жизнь писать берёзы и не может всю жизнь писать закаты. Иначе это будет просто рассказом о том, что я научился рисовать. Если человеку есть о чём сказать больше, он переходит к другим формам… Люди, которые учатся на художников, очень часто к концу обучения прекращают свою творческую деятельность. Художниками остаются единицы, да и рождаются ими тоже единицы. Алексей Бизунов родился художником, и он им стал».

А. Бизунов. Автопортрет. 2009 г.

Выставка, открытая в Музыкальной гостиной, раскрывает нам основные аспекты содержания творчества Алексея Бизунова. Первое о чём мы хотим сказать в данном отношении, это о выражении глубокой печали, которая имеет место в его творчестве. Однако она не есть проявление некоего бессодержательного душевного сплина, так часто подстерегающего современных людей. Печаль художника является выражением тоски по запредельному, а это условие пути духовной реализации. В любом случае такая печаль исходит из осознания оторванности актуального бытия человечества от принципов духовного порядка и неистребимой жажды вселенской любви и гармонии. Это чувство выражалось как в художественных, так и в поэтических произведениях Алексея Бизунова.

«Молчаньем теплиться земля,

Потухли краски, умер свет.

Трещит под факелом огня

И чёрный мрачный парапет.

Земли немой, сгорев дотла,

Завис под небом чёрный свод.

И мёртвым чёрным облака

Ведут бессмертный хоровод».

А. Бизунов. Соподчинение. 2011 г.

Другим очень важным аспектом является своеобразное преломление художником знакомого ему мира повседневности, с которым он связан многочисленными незримыми нитями. Оно проявляется весьма многообразно: как через более традиционные портретные и пейзажные формы, так и через работы абстрактного и символического характера. В одних случаях, как с портретом матери, это будут картины, наполненные покоем и душевным теплом, в других же – элементами тревоги и гротеска.

А. Бизунов. Мама. 2010 г.

Особой значимостью для художника обладает выражение им духовной реальности. Здесь Алексей Бизунов достигает высокой степени символического обобщения и фундаментальности образов. В таких произведениях мы видим его внутреннюю перспективу, направленность к индивидуации и обретению внутренней гармонии. Данный путь мог бы настроить ещё многих окружающих и почитателей творчества живописца на обретение видения своего подлинного Я и личной целостности. Такая картина, как «Вячеслав Алексеевич» являет нам мир завершённого, метафизически реализовавшегося человеческого существа. Это тот образ, который явил бы сам художник в случае естественного завершения своего жизненного пути.

А. Бизунов. Вячеслав Алексеевич. 2010 г.

Мы полагаем, что многообразное творческое наследие Алексея Бизунова, жизнь которого вспыхнула в пространстве нашего мира как комета, оставив в нём неизгладимый след, ещё только начинает подвергаться классификации, анализу и более тщательному изучению. Главное – остались его родственники, соратники, поклонники и просто друзья, которые не допустят его забвения. Идеи художника, укоренённые в вечности, и выраженные в его картинах, стихотворениях и музыке, будут находить всё больше единомышленников и помогать людям жить.

«Ты заслуживаешь мира в полном твоём представлении

каким только хочешь

и в этом лучшая причина

жизни, которая никогда не заканчивается».

А. Бизунов. Плоды. 2009 г.
Exit mobile version