Уникальный случай Витебска. Причем «Арена-пицца» наотрез отказалась от комментариев

ОАО «АСБ Беларусбанк»: «ничего личного, просто бизнес»

Мы проверили: не всякий преподаватель экономической теории и работник финансовой сферы сходу может ответить, что такое «эквайринг». А вот жителям и гостям города Витебска придётся этот замысловатый экономический термин выучить. По крайней мере, если они захотят перекусить в точках общественного питания, объединённых под брендом «Арена», пишет Экономическая газета.

Самая крупная витебская сеть заведений общественного питания на днях огорошила своих посетителей: при оплате заказа пластиковой банковской карточкой они должны будут заплатить процент ОАО «АСБ Беларусбанк» за тот самый эквайринг. В размере 1,5% для держателей карточек ОАО «АСБ Беларусбанк», 2% по карточкам банков-резидентов и 3% по карточкам банков-нерезидентов.

Фото Елена Степанова

Фото Елена Степанова

Легко можно представить себя на месте растерянного потребителя: да что же это за эквайринг такой, о котором я впервые слышу, и почему он создаёт мне дополнительные неудобства там, куда я пришёл просто перекусить за свои кровные?

С самим понятием всё просто. Незнакомый термин скрывает за собой широко распространённую и востребованную услугу, которой пользуются миллионы людей. Везде, где в качестве средства оплаты товара, работ или услуг принимают банковские карточки, осуществляется эквайринг (от анг. acquire — приобретать, получать). Осуществляет его уполномоченный банк-эквайрер путём установки на торговых или сервисных предприятиях платёжных терминалов.

Одним словом, эквайринг — это про возможность расплатиться карточкой, не используя наличные деньги. Покупателям и продавцам удобно, банкам — выгодно.

А вот дальше начинаются сложности — кто за это платит?

Обычно предприятие, предоставляющее клиенту товары или услуги, для использования эквайринга обязуется выплатить банку указанную в договоре с ним комиссию за обслуживание. Включают ли оно молча эти тарифы в конечную цену или оплачивает их из своей прибыли — отдельный вопрос.

Но тут случай уникальный: предприятие публично перекладывает необходимость оплаты услуги на клиента, ссылаясь на требование ОАО «АСБ Беларусбанк». Добавляя, что «в нашем кафе вам выгоднее рассчитаться наличными деньгами».

Кто же тут враг прогресса и в чём вообще проблема? Мы попытались разобраться, опросив разные стороны.

пицца

Фото Аля Покровская

В витебском филиале ОАО «АСБ Беларусбанк» ситуацию охарактеризовали как «непонятную им самим», добавив, что «хорошо бы вы у них узнали, в чём вообще дело».

К сожалению, позиция ООО «Арена-пицца» осталась для нас неизвестной, поскольку они наотрез отказались от каких-либо комментариев. Пришлось обратиться в центральную пресс-службу банка, Нацбанк, а также к незаинтересованным специалистам банковского дела.

«С нашей стороны тут ничего личного, просто бизнес. Недавно мы повысили тарифы за эквайринг для всех клиентов, не только для них одних. Регулятор нам разрешил. Но вот так своеобразно отреагировало только ООО «Арена-пицца». Почему? Вероятно, какие-то личностные особенности. Всё это, знаете, похоже на шантаж с привлечением общественного мнения. Перекладывать оплату на клиента, естественно, не наша инициатива», — сообщили нам в центральной пресс-службе ОАО «АСБ Беларусбанк».

Разговоры о том, что госбанки по ряду причин несут убытки на эквайринге, и проблему надо решать, ведутся уже давно. В последние месяцы Комитет госконтроля проводил своё расследование по этой теме. По результатам расследования в сентябре Нацбанку и Министерству антимонопольного регулирования и торговли было предложено принять определённые меры. Рассмотрев вопрос «с учётом интересов всех участников рынка».

За комментарием мы обратились в пресс-службу Нацбанка.

«Это классический спор двух хозяйствующих субъектов. Мы не видим ни возможности, ни необходимости в него вешиваться. Если бы какой-то банк настолько, простите, оборзел, что выставил бы требование брать с потребителей комиссию за эквайринг, тогда бы мы вмешались. Но здесь не тот случай. И что значит «регулятор разрешил»? Мы ведь давно ничего не запрещаем, отказавшись от административного регулирования этих тарифов! Похоже, кто-то пытается на нас перевести стрелки. Дескать, вот мы вроде как не хотели, но раз уж нам разрешили, поэтому пришлось повысить. Не очень красиво и немного странно это выглядит», — сказали нам в пресс-службе Нацбанка.

Пресс-служба Министерства антимонопольного регулирования и торговли на момент написания статьи оказалась недоступной для комментариев. За дополнительными разъяснениями мы обратились к незаинтересованной стороне, специалисту банковского дела, знакомому с ситуацией изнутри.

«В ООО «Арена-пицца» явно что-то напутали с термином «клиент», не разобравшись, что деньги будут брать с них. Инициативой банка это быть не могло, потому что она убила бы развитие безналичных платежей, за которое борются уже много лет. Ну, или всё прекрасно поняли, но обиделись и решили переложить расходы на клиента. Что касается регулятора, то он давно дистанцируется от регуляции тарифов на эквайринг — пускай, мол, рынок договаривается. Повышение тарифов такой воле регулятора не противоречит. Я вижу такую цепочку: КГК всыпал АСБ за неэффективный эквайринг, АСБ зашевилилось, повысило тарифы, естественно, нашлись недовольные, сеть общественного питания подняла «бунт на корабле» и написала плакат, непонятно что имея в виду. Авось кто возьмёт на обслуживание подешевле», — пояснил наш источник.

И всё же, а как выгоднее потребителю, платить наличными или по карточке? Витебчанка Ольга Тимошенко, директор копи-центра «Колер», считает, что потребитель заплатит в любом случае, вопрос — как и кому.

«Если уж говорить бухгалтерским языком, то выгоды нигде нет: или эквайринг, или инкассация, или сам ИП пошёл и положил деньги в банк — банковские расходы одни и те же, и так было всегда. Не знать это может рядовой гражданин, но чтобы этого не знал руководитель организации? То, что написано на рекламе — это прямой призыв ухода от налогов («кладём деньги мне в карман»), и ещё это очень обидно для простого потребителя: коли так, значит меня везде дурачат! Любая выручка у организации  должна поступать на расчётный счет и умному руководителю сейчас гораздо выгоднее положить её туда через карточку клиента. Мне точно так выгодней».

Ответы на вопросы «кто виноват?» и «что делать?» редакция оставляет на усмотрение читателя. Мы же будем следить за развитием ситуации.

А как наш журналист проверяла, знают ли в витебской пиццерии, как готовить вкусную пиццу, обслуживать гостей и мыть посуду?, читайте здесь.


  • Просто Человек

    Ну что ж! Достаточно честно. Или платите наличкой по одной цене, или мы добавим процент в стоимость (цену) покупки

    • Ольга Витебская

      Честно-то честно, но сам по себе факт, согласитесь, странный

  • Банки не имели никогда совести. Хотя это термин морали ту не уместен. Но их степень наглости уже давно зашкаливает! IMHO.