Как дела соседские: Смоленский регион

Продолжаем обсуждение проблем  развития моногородов: сравним белорусскую и российскую практики возрождения градостроительных предприятий.

DSCF9486

Во время проведения конференции по обсуждению проблем развития ( деградации) белорусских моногородов, о которой мы писали  не так давно (https://vkurier.by/?p=5605), ее участники договорились внимательно присматриваться  к опыту соседей : Литвы, Латвии, Польши…  Мое предложение о необходимости оглядываться на положение дел у соседей с Востока, было с пониманием воспринято ее  участниками, и в штыки встречено младореформаторами либерального толка.

По праву участника конференции сегодня я  выставляю на чашу весов сравнительного анализа неприметный городок Смоленщины Рославль.  В советское время время благосостояние его 60-тысячного населения определялось словами  “железнодорожный узел”. В городе расположена узловая  станция Рославль-1, отнесённая ко второму классу. .. Ее аналог в Беларуси – железнодорожная “столица” Витебщины город Орша. Имея население более 100 тысяч человек, он выглядит гигантом на фоне Рославля. Как и многие моногорода, последний хирел на наших  глазах: филиал некогда знаменитого ЗИЛа объявлен банкротом, стекольный завод штампует лишь бутылки для поколения “пепси”. Энергоснабжение города вместо автономной местной ТЭЦ перешло на  атомные киловатты Смоленской АЭС. За годы рыночных реформ население  города сократилось на 15 %. Рославль стремительно вымирал… Лишь в  прошлом году в  Рославльский вагоноремонтный завод  пришли финансовые вливания в виде инвестиций научно-производственной корпорации “Объединенная вагонная кампания.” С точки зрения теории отрицательного влияния развития градообразующих предприятий  на устойчивость экономического развития моногородов этот бизнес нельзя отнести к удачному примеру. В пользу этой гипотезы свидетельствует и жесткая конкуренция на рынке подвижного состава: в  двухстах-трехстах километрах от Рославля в городе Могилеве, Гомеле, Минске, Брянске свои вагоноремонтные и вагоностроительные предприятия.

Могилевский завод развивается уже десять лет. В 2012 году  он вошел в состав  гиганта отечественного бизнеса «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ». Завод специализиурется на выпуске грузового подвижного состава: полувагонов, вагон-хоперов, вагонных тележек под грузовые вагоны… В январе 2014 года в истории завода свершилось знаковое событие – выпуск 10 000 грузового вагона. В правильном ли направлении сегодня катится вагонная тележка реструктуризации и специализации “профи” карьерных самосвалов на вагоностроение?  Червь сомнения подсказывает нам, что извлечь выгоду от производства белорусских вагонов  на российский рынок можно только в составе их собственных холдингов. Или, по крайней мере, в рамках тесного сотрудничества с вагоностроителями соседних стран.

1698b847c2e4fe98c05adcdc9d420590_L

Фото сайта http://mogvagonzavod.ru

Посмотрим,  как идут дела у наших соседей-конкурентов. Для этого откроем страницы Рославльской районной газеты.  Она сообщает, что завод за  три месяца сертифицировал вагон и тележку с осевой нагрузкой 25 тонн (у вагонов, эксплуатируемых на сети железных дорог России в   настоящее время осевая нагрузка не превышает 23,5 тонны) и уже в апреле выпустили первый инновационный вагон. Прошло чуть больше полугода – и сегодня на борту очередного вагона красуется цифра 1000 (http://ropravda.ru/index.php/delovaya-zhizn/1420-tysyachnyj-innovatsionnyj)

phoca_thumb_l_vagggg

Фото сайта http://ropravda.ru/

Подчеркну: первый инновационный полувагон, оснащённый тележкой Барбер,  сошёл со стапелей Рославльского ВРЗ всего несколько месяцев назад. А в  2015 году  здесь планируют выйти на темп производства вагонов, не имеющих аналога в странах СНГ, в 2000 штук ежегодно!

Беларусь же за 10 лет перепрофилирования производства грузовых автомобилей пришла к тому, что едет в будущее безжалостных челюстей российского  железнодорожного монополиста на старой вагонной тележке.

Остается лишь порадоваться за соседей Витебщины, где по доброй традиции  несколько дней назад о борт юбилейного вагона разбили бутылку шампанского. Тысячный инновационный вагон в составе партии из 60 универсальных полувагонов  порожняком отправился в Сибирь. Там вагоны загрузят углем  Кузбасса и инновационные вагонные тележки покатят в порты Дальнего Востока и Северо-Запада России…


  • Элементарны Ватсан

    Няма ў Расіі такой адміністрацыйнай адзінкі, як рэгіён.
    Правільна: Смаленская губерня.

  • Николай Петрушенко

    Зато есть понятие (географическое) регион! Хотя по существу Вы правы. Я сам возмущаюсь, когда встречаю, например, на сайте Борисовского райисполкома http://borisov.minsk-region.by/ru/authorities фразу “Руководство региона”. А я не об уезде, о губернии веду речь.