Мы, жители города, приучили себя к магическим цифрам 974, которые считаем годом основания Витебска. Но так ли это?
Для историков не секрет, что эти цифры имеют такое же отношение к основанию города, как и сама княгиня Ольга, которая умерла в 969 году, и, следовательно, к моменту олитературизованного Нестором присутствия на высокой горе при впадении Витьбы уже пять лет была, в лучшем случае, высушенными мощами.
Так же историки спорят о некоторых других датах в истории белорусских городов, к примеру — существовал ли Полоцк в 453 году, на 400 лет раньше своего упоминания в славянских летописях? В прошлом материале мы ссылались на литературно-исторический источник, в котором под стенами Полоцка древние германцы помещали своего самого главного военного авторитета — Аттилу. Из германского эпоса сведения переплыли в скандинавские саги.
Точно так же из скандинавских саг мы узнаем, что где-то на рубеже V-VI веков, как раз между победой над драконом с целью пополнения своей казны и взятием Лондона, конунг Фродо І сын Хадинга (у скандинавов с этим просто, как и у белорусов — добавляется -сон: Хадингсон) пришел под стены Полоцка. Осмотрев эти стены, Фродо Хадингович понял, что боевыми действиями тут ничего не сделать — велми понеже град укреплен, а войска с собой совсем мало.
Тогда Фродо Хадингович, обчитавшись Гомера, решил использовать собственного Троянского коня. Но тут вам не Греция, древесины навалом, и никто деревянные изделия в город бы не тянул. Пришлось пофантазировать, и инсценировать другого коня, белого. Был пущен слух, что Фродо обпился и помер; добро пожаловать на похороны на другую сторону Двины. Полочане, как ни странно, на древненорвежском понимали неплохо, обрадовались и стали выпивать и закусывать.
Посреди праздника Фродо с друзьями прошел незамеченным и зарезал полоцкого князя (в сагах — царя) Веспасия со странным латинским именем. Но тут все просто: саги дошли до нас не в оригинале, а скрупулезно записанные датчанином Саксоном Грамматиком, который их для большего и лучшего распространения перевел на язык международного общения того времени — латынь.
ИЗУЧАЕМ МНЕНИЕ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ
Царь умер, други(е военачальники) тоже, ведомственных инструкций не было, никто не знал, как защищать город без царя в голове. Фродо захватил Полоцк, и видимо, что-то из него украл.
Таким образом возникает вопрос. Если Полоцк уже не только существовал к рубежу V-VI веков, но и был важной для викингов, а так же сильно укрепленной крепостью, то существовал ли Витебск в тот же момент? Сомнений быть не может — Витебск всего на 100 километров выше по течению и очень удачно расположен, запирая как Двину, так и Лучесу для большего удобства сбора налогов и пошлин.
Но кому ставить памятник? Неужели Фродо? Ведь он захватчик! Значит, надо ставить скульптурную группу из двух персон — Фродо и Веспасия. Нам на ум пришли три известные скульптурные группы и одна картина Репина.
Картина Репина, конечно, предпочтительней, ведь он сам жил под Витебском, да и проект памятника уже в Витебске был на выставке восковых фигур.
Но сюжетно и композиционно фигуры Грозного и сына не тянут на Фродо с Веспасием — вряд ли конунг убивался по сопернику после убийства. Тут подойдет скорее что-то вроде Самсона, разрывающего пасть Пожарскому.
(Продолжение следует)
Конечно, про Фродо забавная информация, но все остальное не более чем мнение автора основанное на …. …. …. ничём????
А какие ваши доказательства?
Делать вывод, что Витебск существовал в то время только потому, что уже существовал Полоцк, который захватил какой-то Фродо – это как минимум безосновательно))) а от дальнейших рассуждений насчет памятников вообще голова закружилась… что к чему? непонятно….
А Вас не удивляет памятник Ленину на площади Ленина в конце улицы Ленина? А то, что памятников Ленину было не менее 13ти? Какой вывод можно сделать из такого хитросплетения названий, памятников и бюстов? Что Ленин родился, вырос и помер в Витебске? Или он над ним пролетал? Не жалейте бронзу – зато потом от исландских и норвежских туристов не отобьемся :)
По-моему, интересный материал
«…и, следовательно, к моменту олитературизованного Нестором присутствия на высокой горе при впадении Витьбы уже пять лет была, в лучшем случае, высушенными мощами.»
При чём тут Нестор? Упоминание про 974 год есть только в одном источнике — витебском летописе Панцирного и Аверки, 18 век. Познакомьтесь с работами профессиональных исследователей, а то непонятно для кого они всё это отыскивают: http://news.vitebsk.cc/2012/07/24/kak-v-vitebske-pridumali-tyisyacheletniy-yubiley/
Ох, профессиональные исследователи по прежнему “натягивают” Ольгу на основание Витебска? Вот уж не думал, что у нас такие профессионалы :)
Внесу я свой пятак: насколько я помню в интереснейшем исследовании Андрея Котлярчук “Шведы в истории культуре белорусов” Витебск упоминается раз 30. Так что не все потеряно – можно и нужно поднимать этот пласт и не нытьем, так катаньем завлечь в Витебск варягов….
Поддерживаю, Николай!