На нужды благоустройства города Новолукомля среди жителей проводится сбор средств. Может ли рядовой гражданин самостоятельно разобраться в хитросплетениях отечественного законодательства?
Факт добровольно-принудительного сбора в столице энергетиков Беларуси подтвердила газета Чашницкого района “Чырвоны прамень”. На ее сайте представлен полный текст информации о ходе этого благого намерения. Называется заметка “О самообложении”. В ней сообщается, что “за 9 месяцев в бюджет города поступило средств самообложения в сумме 1 161,0 тыс. рублей. А это менее 200 рублей на одну квартиру, в то время как по сельским Советам на одно домовладение поступление средств самообложения в среднем — более 2 000 рублей”. Коментарии на сайте газеты под этим материалом предусмотрительно отлючены – http://www.chyrvonka.by/?cat=1.
Исследование этой проблемы предлагаю начать с уяснения понятия “самообложение”. По словарю Ушакова – это “добровольное обложение взносами на удовлетворение местных культурных и хозяйственных нужд, установленной самим населением”. Вспомним: Постановлением ВЦИК и СНК союзных республик ” О порядке самообложения населения” в СССР такая форма самофинансирования общественных нужд была введена в 1929 году. Документ гласил: “Самообложение допускается только в сельских поселениях…”
В отличие от нынешних газет тогдашние районки весьма подробно освещали роль самообложения в жизни деревни. И постоянно подчеркивали: самообложение – форма участия сельских жителей в решении задач своей деревни.
В 1935 году специальным Правительственным решением в каждом сельсовете с численностью более 600 дворов вводилась должность заместителя председателя сельсовета по финансовым вопросам.
Основной принцип самообложения и ныне распространяется в Беларуси лишь на сельские населенные пункты и города районного подчинения. Лично я считаю это неправильным и неоднократно ставил эту проблему перед депутатами Палаты представителей на личных приемах граждан. Меня внимательно слушают, поддакивают и … ничего не делают, чтобы узаконить самообложение в городах Орша, Полоцк, Витебск. До сих пор в законе “О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь”от 4 января 2010 г. № 108-З (http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/1660) закреплено требование статьи 36 о том, что “сбор средств на финансирование и (или) возмещение расходов соответствующего местного бюджета может проводиться лишь по решению местного собрания или органа территориального общественного самоуправления на территории города районного подчинения, поселка городского типа, сельсовета”.
Таким образом, из духа и буквы этого требования закона следует, что прежде, чем начать сбор финансовых средств на самообложение, необходимо создать в малых городах органы территориального общественного самоуправления. Нет органа – нет и законного права собирать рубли на самые благие нужды.
Например, у меня в городском поселке Коханово территориальное общественное самоуправление не создано, но уведомление о необходимости уплаты самообложения я регулярно получаю и сумму в 20 000 рублей уплачиваю.
Это дает мне право требовать отчет о расходовании собранных рублей. И что я слышу в ответ?
– Деньги израсходованы по решению собрания старейшин деревень всего поселкового совета.
Ныне городской поселок Коханово является “столицей” сельсовета, но сути это не меняет.
Резонно возражаю:
– Рубли сдавали горожане, но распорядились ими сельские старушки… Такая практика в уголовном кодексе именуется самоуправством!
Впрочем, для привлечения к административной ответственности ретивых, но безграмотных в правовом отношении чиновников достаточно и того, что они в уведомлении об уплате средств самообложения проводят эту сумму по графе “налог”. Налог – платеж обязательный. А уплата взносов на самообложение – дело сугубо добровольное.
Что касается Новолукомля, то я готов поверить в то, что там органы территориального общественного самоуправления наконец избраны и зарегистрированы в райисполкоме. Однако на сайте райисполкома в разделе “Районный совет депутатов” (http://chashniki.vitebsk-region.gov.by/ru/vlast/rayonnyi) сведений об этом не имеется. Опрошенные мною по телефону депутаты райсовета факт их создания тоже не подтверждают. А ведь они обязаны участвовать в работе органов территориального общественного самоуправления и способствовать развитию различных форм самоуправления и социальной активности граждан. Есть, правда, решение Новолуколмльского городского совета депутатов от 17 июня этого года за № 4, утвердившего поступления в доходную часть бюджета по графе “Поступления от самообложения” в сумме 2 млн. рублей. Законны ли такие планы – решать прокурору района.