Site icon Витебский Курьер

Оберег, жертва и «намётка»: одно из чудес витебской народной культуры своими глазами

как мы справляли старинный обряд в Глубокском районе 

Только один раз в год, проезжая через деревню Папшичи в Глубокском районе, можно стать свидетелем уникального зрелища: люди всех поколений объединяются в процессию и с молитвами несут по дороге белое полотно. Это значит, что вы оказались в Папшичах утром в праздник Сошествия Святого Духа, когда здесь проводят старинный обряд, включенный в список нематериального культурного наследия.

Процессия проходит через всю деревню до кладбища. Фото Анастасии Вереск

Традиция под названием «Насіць намётку» такая древняя, что никто уже и не вспомнит, когда она появилась. Одна из участниц обряда, 85-летняя жительница Папшич Ирина, сказала нам так: «намётку» носят уже столько лет, сколько она себя помнит, а до этого ее носили еще гораздо раньше. В советские времена традицию запрещали, а за участие в шествии даже давали штраф, потому что обряд этот церковный, католический.

Ирина, жительница деревни Папшичи. Фото Анастасии Вереск

Увидеть как носят «намётку» на Пятидесятницу можно только в Папшичах, традиция тесно связана с историей самой деревни и является ее оберегом. Когда-то очень давно люди здесь терпели страшные бедствия: пожары и эпидемию тяжелой болезни, которую теперь упоминают как просто «халеру». Чтобы избавиться от бедствий, жители Папшич стали ткать «намётку», с молитвами собирать жертву и относить ее в костел. В те времена ближайшим для них был костел в Мосаре, а это около 11 километров от деревни! Позже необходимость совершать такой путь отпала, когда на местном кладбище построили часовню, и «намётку» стали носить туда.

Во главе процессии несут крест. Фото Анастасии Вереск
Люди приезжают из других городов, чтобы поучаствовать в обряде своей родной деревни. Фото Анастасии Вереск

Обряд начинается утром, у придорожного креста собираются местные жители. Женщины трижды поют традиционную песню, потом разворачивают длинное белое полотно, «намётку», на которую бросают жертву, чаще всего деньги.

«Намётку» разворачивают прямо у креста. Фото Анастасии Вереск
Женщины разворачивают «намётку». Фото Анастасии Вереск
Раньше полотно было тканым, сейчас его покупают. Фото Анастасии Вереск
Деньги становятся жертвой костелу. Фото Анастасии Вереск
Фото Анастасии Вереск

С молитвами и песнями процессия начинается путь через всю деревню. Впереди всех несут крест, а держать «намётку» по традиции доверяют детям.

Дети тоже обязательно участвуют в обряде. Фото Анастасии Вереск
Процессия направляется через всю деревню. Фото Анастасии Вереск
Полотно традиционно несут дети. Фото Анастасии Вереск
По дороге женщины поют молитвы. Фото Анастасии Вереск

Кстати, в самом начале пути, молодежь присаживается на дорогу, а полотно проносят над ними — так здесь просят здоровья.

Это тоже своеобразный оберег, на здоровье. Фото Анастасии Вереск

Все, кого процессия встречает на пути, крестятся и тоже кладут на «намётку» жертву, а после также присоединяются к шествию.

Собравшиеся на кладбище тоже кладут жертву на полотно. Фото Анастасии Вереск

Заканчивается обряд на деревенском кладбище, где «намётку» освящают и проходит праздничная служба. Пожертвованные деньги остаются костелу.

У входа на кладбище. Фото Анастасии Вереск

Обряд «Насіць намётку» является одним из четырех традиций Глубокского района, которые попали в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Зарегистрирован он был около 2014 года. Как пояснила нам сотрудник Глубокского центра традиционной культуры и народного творчества Наталья Владимировна, несмотря на то, что в Папшичах осталось всего около 30 человек, обряд проводится ежегодно. Для того, чтобы посмотреть и поучаствовать в нем, люди готовы приезжать из разных концов Беларуси.

«Наметку»освящают. Фото Анастасии Вереск
Во время мессы на кладбище. Фото Анастасии Вереск

В Глубокском районе существует и еще один обряд, который вскоре может стать частью нематериального культурного наследия: православная традиция «Насіць намётку на Варвару» в деревне Старые Шуневцы. По количеству зарегистрированных «чудес народной культуры» Глубокский район является самым богатым в нашей области, в этот список также включены «Маляваныя дываны Глыбоччыны», старинное блюдо «Масляной баран» и рецепт традиционного ржаного хлеба.

Предлагаем вам познакомится с еще одним обрядом из Витебской области, традицией «женить Терешку», про которую можно прочитать здесь.

Exit mobile version