Михаил Барановский. Легендарный штурман из Сенно

История

Родиться под Витебском – умереть над Керченским полуостровом. Как это было

С нашей редакцией связался подполковник авиации в отставке, ветеран 117 военно-транспортного авиационного полка (бывшего 6-го дальнебомбардировочного), участник боевых действий в Эфиопии и Афганистане Виктор Алешин из города Тамбова. Виктор Николаевич интересуется историей авиации и ведет сайт  Военно-транспортная авиация СССР.

С помощью Светланы Ивановны Гурковой, прадедушка которой, Михаил Михайлович Барановский, служил штурманом 6-го дальнебомбардировочного авиаполка и погиб при выполнении боевого задания над Керченским полуостровом в марте 1942 года, Виктор Алешин подготовил статью о нашем земляке. Мы приводим ее в кратком изложении.

Михаил Барановский. Фото предоставлено Виктором Алешиным
Михаил Барановский. Фото предоставлено Виктором Алешиным

Выходец из крестьянской семьи

Родился Михаил Барановский 1 января 1909 года в небольшой деревне Каменка Сенненского уезда Могилевской губернии у незамужней крестьянки-беднячки Натальи Захаровны Барановской. Назвали мальчика Михаилом, как и отца, а фамилию записали по матери – Барановский. Через 2 месяца родители поженились, но фамилия ребенка осталась прежней.

Отец мальчика, Михаил Стефанович Писаренко, был крестьянином-бедняком из этой же деревни. Хозяйство у молодых было небольшое: 4 десятины земли, лошадь и корова. Жили небогато, и в декабре 1916 года маленькому Михаилу пришлось переехать к родственнику, крестьянину-середняку в село Утрилово этого же уезда, затем, весной 1921 года,  наняться пасти скот к зажиточному крестьянину Подалинскому в деревню Шишково Сенненского района.

Зимой мальчик учился в школе и в 1923 году  окончил 6 групп семилетней школы в Сенно. Вскоре вместе с отцом Миша уехал на заработки в Криворожский район Украинской ССР. Там Михаил Стефанович устроился рабочим-крепильщиком на шахте Октябрьского рудоуправления, а сын – пальщиком (каменоломом) на известковом заводе на станции Шмаковка Екатерининской железной дороги. Затем, в марте 1927 года, Михаил-младший стал работать железобетонщиком на строительстве электростанции на станции Вечерний Кут Екатерининской железной дороги Криворожского района УССР. Здесь же вступил в члены ВЛКСМ.

Жизнь в Витебске

После окончания строительства электростанции Михаил Барановский остался без работы, несколько месяцев состоял на учете биржи труда в Витебске в качестве безработного, пока не устроился на строительство швейной фабрики. Работа была не из легких: кирпичи приходилось носить на спинах, все строительные материалы поднимать вручную или с помощью лебедки. Жили рабочие либо на съемных квартирах в Витебске, либо, если повезет, в общежитиях и бараках.

В это время с Михаилом-старшим случилась беда: в результате аварии на шахте он получил увечье. Пришлось вернуться к семье в деревню, вести частное хозяйство, вступить в колхоз. Умер Михаил Стефанович Писаренко в 1938 году.

Учеба в артиллерийской школе

Михаил-младший в 1929 году переехал на Донбасс в город Макеевка и устроился железобетонщиком в Городской отдел коммунального хозяйства, проработал там два года, вернулся на малую родину, где нашел работу счетовода в правлении колхоза «Красная Заря» в селе Шинково.

Через месяц Михаила Барановского приняли кандидатом в члены ВКП(б), а в ноябре 1931 года призвали в ряды РККА и направили на учебу в город Новоборисов, в полковую школу 4-го стрелкового полка 2-й Белорусской стрелковой дивизии.

Барановский М.М. Курсант 4 стр.полка 2 бсд. 1932 год. Фото предоставлено Виктором Алешиным
Барановский М.М. Курсант 4 стр.полка 2 бсд. 1932 год. Фото предоставлено Виктором Алешиным

В марте 1932 года Михаил был принят в члены ВКП(б), а в октябре зачислен курсантом Объединенной белорусской военной школы имени ЦИК БССР в Минске. Командование школы заметило математические способности курсанта Барановского, и в феврале 1933 года он был направлен для обучения в Одесскую военную артиллерийскую школу имени Фрунзе.

Малограмотному сельскому парнишке учеба в артиллерийской школе давалась непросто, однако настойчивость и природный ум позволили Михаилу успешно справиться со всеми проблемами и завоевать авторитет среди курсантов. Вскоре он был избран парторгом своей группы, назначен командиром отделения и получил звание сержанта.

В ноябре 1935 года Михаил Михайлович Барановский успешно окончил Одесскую военную артиллерийскую школу по специальности командир-артиллерист и получил звание младший лейтенант.

Первые шаги в авиации

Михаил женился на землячке из села Федеративное (бывшая Торбинка) Сенненского района Анне Ивановне Вереневой, которая работала учителем начальной семилетней школы. После свадьбы, в декабре 1935 года, молодожены уехали в Харьков, где Михаилу предстояло учиться в 9-й военной школе летчиков и летчиков наблюдателей (в/ч 1605).

М.М. Барановский. Полтава. 1936 год. Фото предоставлено Виктором Алешиным
М.М. Барановский. Полтава. 1936 год. Фото предоставлено Виктором Алешиным

Практические полеты в школе выполнялись на четырех аэродромах, но летчики-наблюдатели летали в основном на аэродроме Рогань. Авиапарк школы был достаточно разнообразным: У-2, Р-1, И-4, И-5, Р-5, ТБ-1, СБ и даже один ТБ-3.

Учились курсанты в неприспособленных помещениях, а зачастую и под открытым небом, после занятий и в выходные помогали в строительных работах на территории.

В довоенные годы 9-я военная школа считалась одной из лучших в стране: в мае 1936 года Постановлением ЦИК СССР за успехи в подготовке курсантов и высокие показатели в соревновании 12 лучших представителей школы были удостоены высоких государственных наград.

ДБ-3Б. Фото предоставлено Виктором Алешиным
ДБ-3Б. Фото предоставлено Виктором Алешиным

Летчики-наблюдатели изучали такие специальные дисциплины, как самолетовождение, бомбометание, топография, вооружение, материальная часть самолета и радиосвязь.

Центром политико-воспитательной работы был Дом Красной Армии, построенный руками курсантов и преподавателей. Здесь можно было заняться авиамоделизмом, научиться петь, танцевать, шить, варить, вязать, ухаживать за малыми детьми, посетить встречу с интересными людьми или даже отметить день рождения. Работала художественная самодеятельность, курсанты активно участвовали и побеждали в соревнованиях по гимнастике, легкой атлетике, борьбе, боксу и другим видам спорта.

Через несколько месяцев теоретических занятий начались учебные полеты: вначале ознакомительные, а затем по маршрутам с ведением разведки и передачей данных по радио. Учебные бомбометания производились цементными бомбами на полигоне. А после выполнения полетов начинающих летчиков ждали тщательные послеполетные разборы.

Михаил Барановский курсант 9-й ВШЛ. Харьков. 1936 год. Фото предоставлено Виктором Алешиным
Михаил Барановский. Одесская артиллерийская школа. 1935 год. Фото предоставлено Виктором Алешиным

Начало службы

После окончания учебы Михаил Барановский был направлен в 63-ю авиаэскадрилью 16 тяжело-бомбардировочной авиабригады АОН-1 (в/ч 4083) в городе Полтава Украинской ССР. Там предстояло освоить тяжелый бомбардировщик ТБ-3. К тому же молодой летчик в своей бригаде был назначен руководителем политзанятий по истории народов СССР.

ТБ_3 в полете. Фото предоставлено Виктором Алешиным
ТБ_3 в полете. Фото предоставлено Виктором Алешиным

Вместе с мужем была и Анна Ивановна с маленьким сыном: молодой семье была предоставлена служебная жилплощадь.

31 октября 1938 года Михаилу Михайловичу было присвоено звание старшего лейтенанта, а 23 февраля 1939 года он принял военную присягу.

Присяга Барановского М.М. 23.02.1937г. Фото предоставлено Виктором Алешиным
Присяга Барановского М.М. Фото предоставлено Виктором Алешиным

Вскоре личный состав 8-й бригады перебазировался на аэродром Запорожье и приступил к освоению самолета совершенно нового типа – дальнего бомбардировщика ДБ-3, который имел два двигателя мощностью по 960 л.с., скорость – почти 400 км/час, а дальность полета – 4000 км. Экипаж состоял всего из трех-четырех человек. Единственным слабым местом самолета было стрелковое вооружение – 3 пулемета ШКАС 7,62 мм.

Финский фронт

В конце ноября 1939 года СССР был вынужден начать боевые действия на Кольском полуострове. 19 января 1940 года группа из 12 экипажей ДБ-3 перебазировалась на аэродром Кречевицы под Новгородом. Прибыл на финский фронт и Михаил Михайлович: его назначили начальником строевого отдела полка.

Должность – нелетная, но Барановский взялся за новое дело со всей ответственностью. Даже сегодня видно, что все документы по личному составу и боевой работе того времени выполнены лаконично и информативно, благодаря чему этот период истории полка можно восстановить практически по минутам.

Выполняя обязанности начальника строевого отдела полка, Михаил Михайлович привлекался и к боевым заданиям. За период советско-финского конфликта он выполнил 13 боевых вылетов в качестве штурмана звена, за что представлялся к награде, но по все же награжден не был.

13 марта 1940 года под натиском советских войск Финляндия была вынуждена подписать мирный договор на предложенных Советским союзом условиях. В этот же день бригада перебазировалась на аэродром Курск. Старший лейтенант Барановский был назначен помощником начальника оперативного отдела полка. А 25 апреля 1940 года 6 ДБАП в полном составе разместилась на аэродроме Евлах Азербайджанской ССР.

В это время Анна Ивановна Барановская с двумя малолетними детьми уже жила в родном селе Федеративное (Торбинка) в БССР. Летом 1940 года Михаил Михайлович получил долгожданный отпуск и навестил семью.

Барановские Михаил и Анна с сыновьями Лёней и Валей. 20.01.1941 г. Фото предоставлено Виктором Алешиным
Барановские Михаил и Анна с сыновьями Лёней и Валей. 20.01.1941 г. Фото предоставлено Виктором Алешиным

29 сентября старшего лейтенанта Барановского назначили штурманом 3-й авиаэскадрильи 6-го дальнебомбардировочного авиационного полка. Во время службы на аэродроме Евлах Михаил Михайлович принимал участие в учениях Закавказского военного округа, в воздушных Парадах над Тбилиси (1 мая) и над Баку (7 ноября), а также в торжественном воздушном Параде по случаю открытия Сумур-Дивичинского канала в Азербайджанской ССР 6 мая 1940 года.

Начало войны

Уже первого августа 1941 года Михаил Михайлович Барановский был назначен штурманом 6 дальнебомбардировочного полка, на базе которого были сформированы штаб и управление 132 бомбардировочной авиационной дивизии и 453 дальнебомбардировочный полк.

Через несколько недель, в конце августа 1941 года, экипажи приняли участие в Иранской операции и выполнили несколько боевых вылетов на бомбометание военных объектов на территории Ирана.

В сентябре 1941 года, 6 дальнебомбардировочный полк перебазировался на аэродром Сандары (Марнеули) Грузинской ССР, а вначале декабря перелетел на аэродром у станицы Кореновская Краснодарского края (ныне город Кореновск).

Начались боевые вылеты на уничтожение наступавших войск противника на Крымском полуострове и северном побережье Черного и Азовского морей. Штурман полка старший лейтенант Барановский водил группы ДБ-3 на боевые задания в качестве ведущего в экипаже капитана В.И. Лукина.

Вот что рассказывают сухие строки из наградных листов и дневника В.И. Лукина о боевых вылетах командирского экипажа на Южном и Крымском фронте:

«После удара зенитки открыли ураганный огонь, бомбардировщики быстро ушли в облака, там спасение. При отходе от цели мелкими осколками разорвавшегося рядом с самолетом ведущего группы снаряда был легко ранен штурман полка ст. лейтенант Барановский»

Несмотря на ранение, Михаил Михайлович остался в строю и продолжил летать на боевые задания.

Барановский Михаил Михайлович. штурман. ст л-т. Фото предоставлено Виктором Алешиным
Барановский Михаил Михайлович. штурман. ст л-т. Фото предоставлено Виктором Алешиным

Без времени на отдых

В конце декабря 1941 года экипажи полка приняли активное участие в Керченско-Феодосийской операции, нанося бомбовые удары по целям и войскам противника на Керченском полуострове, чтобы задержать продвижение немецко-румынских резервов к портам Керчи и Феодосии, где в основном производила выгрузку советская десантная флотилия.

В ночь с 25 на 26 декабря 1941 года во время боевого вылета погиб командир полка полковник Александр Иванович Можаев, исполняющим обязанности командира стал капитан Лукин.

Из наградных листов и дневника В.И. Лукина:

«…22.01.1942 года штурман 6 ДБАП Барановский за проявленное мужество и геройство в уничтожении врага и умение водить боевые корабли в сложных условиях был представлен к награждению орденом Ленина».

Однако награду ему получить не удалось.

28 марта 1942 года штурман полка капитан Барановский вылетел на выполнение боевого задания в составе экипажа ДБ-3 старшего лейтенанта Медведева по бомбометанию войск противника в районе Старого Крыма над Керченским полуостровом.

Выполняя полет ночью, при входе в облака на высоте 3000 метров, командир Н.М. Медведев из-за ошибки в технике пилотирования потерял пространственное положение и начал падать. Штурман полка капитан Барановский и воздушный стрелок сержант Королев покинули самолет с парашютом над Азовским морем в районе Мама Русская (ныне Курортное). С тех пор их судьба неизвестна.

Летчику же на высоте примерно 1500 м удалось выровнять самолет и вернуться на аэродром.

Место выброски Барановского (р-н Курортное)
Место выброски Барановского (р-н Курортное)

Как сложилась судьба семьи Михаила Михайловича?

Известие о начале войны Анна Ивановна Барановская встретила в родительском доме в родном селе Федеративное. Семья Барановского не успела эвакуироваться и осталась на оккупированной Сенненщине.

Практически с первых дней там действовала партизанская бригада Василия Леонова. Лесные бойцы громили полицейские гарнизоны, спасали мирное население от угона в лагеря, подрывали мосты, устраивали диверсии на железнодорожных путях, вели разведку. На территории бригады Леонова действовал даже аэродром (Белицкий), откуда с Большой земли в Сенненско-Оршанскую партизанскую зону доставляли оружие, боеприпасы и медикаменты.

Веренева Анна (жена Барановского). Фото предоставлено Виктором Алешиным
Веренева Анна (жена Барановского). Фото предоставлено Виктором Алешиным

Анна Ивановна Веренёва (Барановская) была связной в отряде имени Чапаева с октября 1942 года по июль 1943 года, регулярно передавала данные о немецких гарнизонах в деревнях, а ее дом использовался партизанами в качестве явочной квартиры. В июле 1943 года Анна Ивановна тяжело заболела и умерла (по информации из Ульяновичской школы – была расстреляна фашистами).

Два сына Барановских, Валентин и Леонид, остались на попечении бабушки Марии Матвеены Вереневой, после войны закончили Ульяновичскую среднюю школу Сенненского района. Валентин поступил в Ленинградскую академию тыла и транспорта, служил в генеральном штабе, а после увольнения в запас проживал в Украине. Леонид выбрал Ленинградское военно-морское училище, получил высшее техническое образование. Жил в Курске, потом в Гомеле, в Виннице, работал на ювелирном заводе «Кристалл».

Веренёва Мария Матвеевна с внуками Барановскими. Фото предоставлено Виктором Алешиным
Веренёва Мария Матвеевна с внуками Барановскими. Фото предоставлено Виктором Алешиным

Про легендарную витебскую авиационную бригаду можно почитать здесь, а про Якова Смушкевича здесь.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Виктор Алешин

    Позвольте уточнить: фото сержанта Барановского М.М. сделано в 1935 году в Одесской военной артиллерийской школе, в 9-й ВШЛ в Харькове Михаил Михайлович был слушателем уже в звании младшего лейтенанта.

    Ответить
  2. Сергей

    132 бомбардировочной авиационной дивизии и 453 дальнебомбардировочный полк. с1941 по 1942г мой отец Блинов Иван Михайлович служил в этом 453 полку

    Ответить