почему в Библии на иврите говорится «הָאָרֶץ׃ בְּרֵאשִׁית» и как изображают Бога на иконах
Какое же знание о Боге таит в своих недрах Православная Церковь, о которой мы писали неделю назад?
Православное учение о Боге заключается в 4-х основных источниках:
1. Библии (с др.-евр. Библия переводится как Книги, поскольку состоит из 77 небольших книг) – Священном Писании.
2. Священном Предании Церкви.
3. Церковных канонах.
4. Учении Святых отцов Церкви.
Что же говорят эти источники о Боге?
Бог сотворил всю Вселенную из ничего лишь Своим словом. Об этом – первые слова Библии, которые на родном древнееврейском языке Библии звучат так: «בְּרֵאשִׁית בָּרָא אֱלֹהִים אֵת הַשָּׁמַיִם וְאֵת הָאָרֶץ׃» (читать справа налево: Берешит бара Элогим эт га-шамаим ве–эт га-Арец – В начале сотворил Бог небо и землю…). Библия говорит, что Бог все может сделать, что пожелает. Бог – высочайшая личность. Ему нет равного – никого и нигде, ни на земле, ни на небе.
К счастью, мы можем читать Библию на своих национальных языках!
Бог открывал человечеству знания о Себе постепенно: как Он сотворил мир, как нужно веровать в Единого Истинного Бога и как исполнять Его заповеди, чтобы быть счастливым на этой земле и чтобы после окончания земного бытия быть с Ним в Его вечной Обители.
Это учение Божие сначала передавалось устно из рода в род, а потом, по внушению Божию, было записано Моисеем и другими пророками в священные книги – Библию.
Наконец, Сам Сын Божий, Иисус Христос, пришёл на землю и дополнил все, что нужно знать людям о Боге. Он открыл людям великую тайну, что Бог один, и Его имя – Святая Троица. Троицей являются трое Личностей (иными словами – Бог троичен в Лицах). Первая Личность Троицы – Бог Отец, вторая – Бог Сын, третья – Бог Дух Святой.
Все три Лица имеют одинаковое Божественное достоинство, одинаковую божественную природу – нет между ними ни старшего, ни младшего; как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святый есть истинный Бог. Однако это не три Бога, а один Бог – Троица Единосущная и Нераздельная.
На троичность Бога указывает вышеприведённая цитата из Библии на языке оригинала. Слово «Элогим» в ней переводится как «Боги», а глагол «бара» – «сотворил из ничего»; буквально – «Боги сотворил» (подлежащее во множественном числе, а сказуемое в единственном) вместо привычного нам «Бог сотворил». От этого, конечно, не стоит Троицу называть тремя Богами, просто иврит не смог иначе выразить удивительную мысль, что Три отдельные Личности – это один Бог.
Этого Бога и славят православные всего мира.
Великую тайну Святой Троицы ограниченный человеческий ум, который даже не может думать о двух вещах одновременно, не способен вместить в полноте. Но есть некоторые примеры, которые помогают читателю приблизиться к пониманию Троичной тайны.
Так, святой Кирилл, учитель славян, старался так объяснить тайну Пресвятой Троицы:
«Видите на небе солнце, и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца – свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святой. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Личности, а Бог единый и нераздельный». Когда святой V века Патрик Ирландский не побоялся посетить с вестью о Христе языческих жрецов «Изумрудного острова», те попросили его пояснить им триединство. Святитель немного помолился, а затем склонился к земле и сорвал трилистник клевера: «Разве вы не видите, что это и один листок, и три листка? Так и в Троице Три Личности одной божественной Сущности».
А святитель Спиридон Тримифунтский в объяснение чуда троичности Бога продемонстрировал людям своё чудо: сжал кирпич, и из него снизу полилась вода, а сверху показались языки пламени (кирпич один, а явления три).
В честь Бога-Троицы установлен одноименный праздник Троица, который православные всего мира празднуют на 50-й день после Пасхи. В этот праздник православные храмы украшаются свежей живой весенней зеленью как символ Бога, давшему всем нам бесценную жизнь!
На иконах Святая Троица изображается по-разному. Каноническим считается изображение Троицы в виде трех ангелов-юношей, в образе которых Бог-Троица пришёл к ветхозаветному праведнику Аврааму, чтобы спасти Его родственников от смерти и предсказать ему чудесное рождение сына. Этот вариант иногда называют «рублёвским» именем его создателя – преподобного Андрея Рублева (XV век). Оригинал именитого иконописца хранится в «Третьяковке».
Другим изображением Бога, в Троице славимого, является образ Бога Отца в виде старца, Христа в Его земном облике и Святого Духа в виде голубя, которым Он сошел на Христа, принимающего в Иордане крещение. Большой Московский собор 1666-1667 гг. запретил изображать Троицу таким образом (возникает некоторая богословская путаница), однако поскольку нашему брату проще так воспринимать Бога, подобные иконы создаются и поныне. Это называется принципом икономии, т.е. решением церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства.
Но икономия – это уже совершенно другая история…
нынешная рпц воняет. Бог един,и дело каждого верить или нет…
Serge, любое человеческое сообщество порой воняет – и политическое, и армейское, и религиозное, и ООН, и Гринпис… Почему? Потому что состоят они из людей. А где люди – там и их недостатки. Этого не надо бояться. https://uploads.disquscdn.com/images/6f06534a2d2e43d4b4da073d96ee9823c4312af732010647abb6ca4bb55611c9.jpg Но и достоинства их там же! Посмотрите офиц. сайт РПЦ – сколько для людей делается: http://www.patriarchia.ru/db/news/ !
А что “Бог един” – это расплывчатая фраза. Ни одна религия, кроме некоторых протестантски-андеграундных, с ней не согласна, Serge. Это прикрытие своего атеизма – не верьте в это
Спс за ответ. прошу прощения за предыдущий резкий комментарий,тем более он был не по адресу. накопилось некоторое раздражение от деятельности РПЦ в последнее время,и почему то я выплеснул его здесь…
Ничего) Мы же понимаем, что человек с его особенностями, сообщество православных и Идея Церкви – разные вещи)