Ольгерд – князь витебский

История

две жены, Свято-Духов женский монастырь, целование креста, средневековая политика и мода

Наступил второй четверг декабря и в областной библиотеке вновь собрались люди, интересующиеся историей Витебска, чтобы на курсах «Витебск: реальная и популярная история родного города» послушать седьмую лекцию под названием «Ольгерд – князь витебский».

витебск, история, курсы, библиотека
Как всегда слушателей на курсах было немало. Фото Саши Май

Про князя Ольгерда мы знаем немало, правда, информация эта довольно противоречивая. Единственное, с чем не поспоришь, так это с ролью князя в истории нашего города. Именно при Ольгерде были возведены каменные Верхний и Нижний замки, благодаря чему Витебск стал одним из самых укрепленных городов Великого княжества Литовского и Русского.

Как считает известный археолог Татьяна Бубенько, возведение замков вероятнее всего было начато в 30-х годах XIV века, а к 1351 году завершилось. Предпосылками «масштабной стройки» стали не только необходимость обороны от внешних угроз, но и большой пожар 1335 года, уничтоживший огромное количество деревянных строений.

В XVI веке Ольгерду приписывали строительство Благовещенской церкви в Витебске, но сейчас доказано, что самый старинный, частично сохранившийся до нашего времени храм был возведен задолго до правления князя – в ХІІ веке. А Ольгерд скорее всего лишь отремонтировал церковь и перестроил притвор. А вот какой храм появился в ХІV веке, так это церковь Святого Духа на Духовской горе.

Церковь Святого Духа. Фотопроекция Виктора Борисенкова
Церковь Святого Духа. Фотопроекция Виктора Борисенкова

Немалая роль в этом строительстве, видимо, принадлежала второй жене князя – Ульяне Тверской. Родилась она в Пскове приблизительно в 1330 году. В двадцатилетнем возрасте по воле своего опекуна, князя московского Семена Ивановича Гордого вышла замуж за князя Ольгерда. При Ульяне в Витебске были достроены замки, и, по преданию, основан Свято-Духов женский монастырь. Вполне возможно, что это по ее инициативе православные храмы (собор во имя Успения Пречистой Богородицы и церковь Праскевы Пятницы) появились и в столице ВКЛ Вильне.

витебск, историки, курсы, Юрчак, дулов
Денис Юрчак и Анатолий Дулов. Фото Саши Май

Если информация относительно Ульяны довольно точная, то с первой женой князя не все так просто. Известно то, что она была витебской княжной, ведь именно через брак Ольгерд смог стать князем витебским и присоединить наш город к ВКЛ. Историки считают, что, вступая на престол, он обещал местным жителями «не рушить старины», в результате Витебская земля сохранила широкую автономию. В дальнейшем она была закреплена в земских привилеях великих князей. А на основе права земского в XVI веке здесь сложилась уникальная восточнославянская модель городского права (эти вопросы рассматривались на прошлой лекции курсов).

А вот как звали первую жену Ольгерда и когда был заключен брак, единого мнения нет. Вероятно, ее имя было Мария, а женитьба состоялась в 1318 году, а уже через два года Ольгерд стал князем витебским. Приблизительно в 1346 году Мария умерла, оставив пятерых сыновей и, по крайней мере, одну дочь. Самые известные дети Марии: Андрей, князь полоцкий и псковский, и Дмитрий, князь брянский. Что касается Ульяны, то у них с Ольгердом было около 16 детей, а старший сын Ягайло занял великокняжеский престол после смерти своего отца.

Один из самых противоречивых вопросов в отношении Ольгерда: был он язычником или христианином. Многие известные историки, например, Василий Воронин и Олег Голубев, считают, что князь был язычником. В качестве доказательства этой версии можно привести переписку великого князя Ольгерда с Константинопольским патриархом, в которой князь обещает принять христианскую веру, если патриарх поддержит создание отдельной митрополии для ВКЛ.

Но в тоже время возникает вопрос: как Ольгерд смог жениться на княжне Марии, если браки тогда заключались в храмах и только между верующими?

К слову, обе жены князя были православными христианками, да и дети, вероятнее всего, были крещены. Интересен и тот факт, что в 1338 году, во время заключения договора с Ливонским орденом, христиане целовали крест, а язычники клялись своими богами. Так вот Ольгерд записан среди тех, кто приносил клятву по-христиански.

витебск, историки, курсы, библиотека
Слушатели курсов всегда внимательно слушают выступающих. Фото Саши Май

В Никоновской летописи упоминается, что, когда Ольгерду предложили занять псковский престол, приняв крещение, он отказался, ссылаясь на то, что уже крещен и больше креститься не будет. А князем псковским сделал своего старшего сына от первого брака Андрея.

Неоднозначна информация и про смерть Ольгерда 25 мая 1377 года. Хронист ордена Герман Вартберг пишет, что похороны князя сопровождались языческими обрядами, якобы были сожжены различные вещи и 18 боевых коней. А вот в Помяннике Киево-Печерской лавры содержится запись:

«князь великий Ольгерд, нареченный в святом крещении Дмитрий».

Есть даже версия, что перед смертью князь принял схиму.

Интересен и тот факт, что в 1573 году в Михайловской церкви в Витебске висели портреты Ольгерда и его жены Ульяны. И маловероятно, что в православном храме стали бы хранить изображение язычника.

Что касается мнения по этому вопросу лекторов: Дениса Юрчака и Анатолия Дулова, то они склонны считать, что князь Ольгерд перед женитьбой на Марии мог формально принять христианство. А в течение жизни использовал веру скорее в политических целях.

витебск, историки, курсы
Художник Игорь Дуров рассказал, как работал над портретами. Фото Саши Май

Гостем лекции стал витебский художник Игорь Дуров, автор художественных реконструкций витебских замков и портретов Ольгерда и его жен Марии и Ульяны. Игорь Валерьевич рассказал, как велась работа над изображениями. Сложность заключалась в том, что облик князя и его спутниц нужно было больше домысливать, чем реконструировать. Что касается Ольгерда, сохранилось единственное его изображение на гравюре XVI века. Существуют два скульптурных портрета Ягайло: поврежденный прижизненный и посмертный на надгробии. Предположив, что Ягайло унаследовал черты родителей, художник использовал его посмертное изображение при написании портрета  Ульяны.

Еще сложнее обстояло дело с Марией, изображение которой не сохранились вовсе. Это скорее собирательный образ витебской княжны. Что касается одежды, то тут Игорь Дуров много консультировался со специалистами и облачил своих персонажей по моде того времени.

курсы, историки, библиотека
Портреты князя Ольгерда и его жен кисти Игоря Дурова. Фото Саши Май

Интересно, что сейчас Игорь Валерьевич заканчивает работу над триптихом, посвященным витебским замкам. На первой его части изображены замки ХIII века, на второй – замки XIV века, сейчас ведется работа над реконструкцией замков ХVII века, а весь триптих на суд зрителей художник готовится представить на годовщину празднования магдебургского права в марте 2017. Напомним, что в прошлом году эта дата отмечалась впервые и мероприятия вызвали большой интерес у жителей нашего города.

На лекции, посвященной Ольгерду, затронули и вопрос установки памятника князю в Витебске. Денис Юрчак продемонстрировал эскизы, которые участвовали в конкурсе, и отметил, что (как и с памятником Александру Невскому) далеко не все были согласны с необходимостью монумента.

Эскизы памятника князю Ольгерду
Эскизы памятника князю Ольгерду

Следующие занятия курсов состоятся 22 декабря и будут посвящены витебским замкам и жизни горожан в XIV веке.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Юля

    Попросите китайцев изготовить мини копии этого памятника. И сувениры будут на расхват.

    Ответить
    1. Магниты с витебским памятником Ольгерду тоже довольно популярны среди туристов.

      Ответить
  2. Арон

    А тех кто против памятника затыкали????? Или нарушили традиции?

    Ответить
    1. Винни-Пух

      Арон, противников памятника в зале не оказалось! Наверное, потому что Вы не пришли! :-)

      Ответить
    2. Арон

      Мне одного микрофона будет мало

      Ответить
    3. Абрам

      Таки вас не понял, Арон! Шо вы так настроены против Ольгерда! Он антисемитом не был!

      Ответить
    4. Арон

      Таки, Абрам, как Вы могли такое подумать? Я же просто интересуюсь

      Ответить
  3. Арон, если у Вас есть какие-то вопросы/предложения/замечания к лекторам, приходите, пожалуйста, на следующее занятие. Спросить то, что Вас интересует, в том числе и по теме прошлых занятий, можете как в личном порядке после лекции, так и из зала. Организаторы после выступления каждого лектора предлагают задавать вопросы и не раз задерживались после занятия, если к ним кто-то подходил за консультацией.

    Ответить
    1. Арон

      А можно краткий конспект лекции?

      Ответить
    2. Винни-Пух

      Насколько я замечал, лекторы конспектами не пользуются! А видео здесь: https://vk.com/histvitebsk

      Ответить
    3. Арон

      Таки, просто много информации. Вот и хочется вкратце

      Ответить
  4. Винни-Пух, спасибо за ссылку. Хочу дополнить, что видео с лекции можно посмотреть еще и на сайте областной библиотеки.

    Ответить