две жены, Свято-Духов женский монастырь, целование креста, средневековая политика и мода
Наступил второй четверг декабря и в областной библиотеке вновь собрались люди, интересующиеся историей Витебска, чтобы на курсах «Витебск: реальная и популярная история родного города» послушать седьмую лекцию под названием «Ольгерд – князь витебский».
Про князя Ольгерда мы знаем немало, правда, информация эта довольно противоречивая. Единственное, с чем не поспоришь, так это с ролью князя в истории нашего города. Именно при Ольгерде были возведены каменные Верхний и Нижний замки, благодаря чему Витебск стал одним из самых укрепленных городов Великого княжества Литовского и Русского.
Как считает известный археолог Татьяна Бубенько, возведение замков вероятнее всего было начато в 30-х годах XIV века, а к 1351 году завершилось. Предпосылками «масштабной стройки» стали не только необходимость обороны от внешних угроз, но и большой пожар 1335 года, уничтоживший огромное количество деревянных строений.
В XVI веке Ольгерду приписывали строительство Благовещенской церкви в Витебске, но сейчас доказано, что самый старинный, частично сохранившийся до нашего времени храм был возведен задолго до правления князя – в ХІІ веке. А Ольгерд скорее всего лишь отремонтировал церковь и перестроил притвор. А вот какой храм появился в ХІV веке, так это церковь Святого Духа на Духовской горе.
Немалая роль в этом строительстве, видимо, принадлежала второй жене князя – Ульяне Тверской. Родилась она в Пскове приблизительно в 1330 году. В двадцатилетнем возрасте по воле своего опекуна, князя московского Семена Ивановича Гордого вышла замуж за князя Ольгерда. При Ульяне в Витебске были достроены замки, и, по преданию, основан Свято-Духов женский монастырь. Вполне возможно, что это по ее инициативе православные храмы (собор во имя Успения Пречистой Богородицы и церковь Праскевы Пятницы) появились и в столице ВКЛ Вильне.
Если информация относительно Ульяны довольно точная, то с первой женой князя не все так просто. Известно то, что она была витебской княжной, ведь именно через брак Ольгерд смог стать князем витебским и присоединить наш город к ВКЛ. Историки считают, что, вступая на престол, он обещал местным жителями «не рушить старины», в результате Витебская земля сохранила широкую автономию. В дальнейшем она была закреплена в земских привилеях великих князей. А на основе права земского в XVI веке здесь сложилась уникальная восточнославянская модель городского права (эти вопросы рассматривались на прошлой лекции курсов).
А вот как звали первую жену Ольгерда и когда был заключен брак, единого мнения нет. Вероятно, ее имя было Мария, а женитьба состоялась в 1318 году, а уже через два года Ольгерд стал князем витебским. Приблизительно в 1346 году Мария умерла, оставив пятерых сыновей и, по крайней мере, одну дочь. Самые известные дети Марии: Андрей, князь полоцкий и псковский, и Дмитрий, князь брянский. Что касается Ульяны, то у них с Ольгердом было около 16 детей, а старший сын Ягайло занял великокняжеский престол после смерти своего отца.
Один из самых противоречивых вопросов в отношении Ольгерда: был он язычником или христианином. Многие известные историки, например, Василий Воронин и Олег Голубев, считают, что князь был язычником. В качестве доказательства этой версии можно привести переписку великого князя Ольгерда с Константинопольским патриархом, в которой князь обещает принять христианскую веру, если патриарх поддержит создание отдельной митрополии для ВКЛ.
Но в тоже время возникает вопрос: как Ольгерд смог жениться на княжне Марии, если браки тогда заключались в храмах и только между верующими?
К слову, обе жены князя были православными христианками, да и дети, вероятнее всего, были крещены. Интересен и тот факт, что в 1338 году, во время заключения договора с Ливонским орденом, христиане целовали крест, а язычники клялись своими богами. Так вот Ольгерд записан среди тех, кто приносил клятву по-христиански.
В Никоновской летописи упоминается, что, когда Ольгерду предложили занять псковский престол, приняв крещение, он отказался, ссылаясь на то, что уже крещен и больше креститься не будет. А князем псковским сделал своего старшего сына от первого брака Андрея.
Неоднозначна информация и про смерть Ольгерда 25 мая 1377 года. Хронист ордена Герман Вартберг пишет, что похороны князя сопровождались языческими обрядами, якобы были сожжены различные вещи и 18 боевых коней. А вот в Помяннике Киево-Печерской лавры содержится запись:
«князь великий Ольгерд, нареченный в святом крещении Дмитрий».
Есть даже версия, что перед смертью князь принял схиму.
Интересен и тот факт, что в 1573 году в Михайловской церкви в Витебске висели портреты Ольгерда и его жены Ульяны. И маловероятно, что в православном храме стали бы хранить изображение язычника.
Что касается мнения по этому вопросу лекторов: Дениса Юрчака и Анатолия Дулова, то они склонны считать, что князь Ольгерд перед женитьбой на Марии мог формально принять христианство. А в течение жизни использовал веру скорее в политических целях.
Гостем лекции стал витебский художник Игорь Дуров, автор художественных реконструкций витебских замков и портретов Ольгерда и его жен Марии и Ульяны. Игорь Валерьевич рассказал, как велась работа над изображениями. Сложность заключалась в том, что облик князя и его спутниц нужно было больше домысливать, чем реконструировать. Что касается Ольгерда, сохранилось единственное его изображение на гравюре XVI века. Существуют два скульптурных портрета Ягайло: поврежденный прижизненный и посмертный на надгробии. Предположив, что Ягайло унаследовал черты родителей, художник использовал его посмертное изображение при написании портрета Ульяны.
Еще сложнее обстояло дело с Марией, изображение которой не сохранились вовсе. Это скорее собирательный образ витебской княжны. Что касается одежды, то тут Игорь Дуров много консультировался со специалистами и облачил своих персонажей по моде того времени.
Интересно, что сейчас Игорь Валерьевич заканчивает работу над триптихом, посвященным витебским замкам. На первой его части изображены замки ХIII века, на второй – замки XIV века, сейчас ведется работа над реконструкцией замков ХVII века, а весь триптих на суд зрителей художник готовится представить на годовщину празднования магдебургского права в марте 2017. Напомним, что в прошлом году эта дата отмечалась впервые и мероприятия вызвали большой интерес у жителей нашего города.
На лекции, посвященной Ольгерду, затронули и вопрос установки памятника князю в Витебске. Денис Юрчак продемонстрировал эскизы, которые участвовали в конкурсе, и отметил, что (как и с памятником Александру Невскому) далеко не все были согласны с необходимостью монумента.
Следующие занятия курсов состоятся 22 декабря и будут посвящены витебским замкам и жизни горожан в XIV веке.
Попросите китайцев изготовить мини копии этого памятника. И сувениры будут на расхват.
Магниты с витебским памятником Ольгерду тоже довольно популярны среди туристов.
А тех кто против памятника затыкали????? Или нарушили традиции?
Арон, противников памятника в зале не оказалось! Наверное, потому что Вы не пришли! :-)
Мне одного микрофона будет мало
Таки вас не понял, Арон! Шо вы так настроены против Ольгерда! Он антисемитом не был!
Таки, Абрам, как Вы могли такое подумать? Я же просто интересуюсь
Арон, если у Вас есть какие-то вопросы/предложения/замечания к лекторам, приходите, пожалуйста, на следующее занятие. Спросить то, что Вас интересует, в том числе и по теме прошлых занятий, можете как в личном порядке после лекции, так и из зала. Организаторы после выступления каждого лектора предлагают задавать вопросы и не раз задерживались после занятия, если к ним кто-то подходил за консультацией.
А можно краткий конспект лекции?
Насколько я замечал, лекторы конспектами не пользуются! А видео здесь: https://vk.com/histvitebsk
Таки, просто много информации. Вот и хочется вкратце
Винни-Пух, спасибо за ссылку. Хочу дополнить, что видео с лекции можно посмотреть еще и на сайте областной библиотеки.