Виктор Климчук, без которого невозможно представить «Ляльку», как и «Ляльку» без него
12 ноября в театре «Лялька» царило настоящее веселье. Художественному руководителю Виктору Климчуку исполнилось 70 лет. Поздравить Виктора Игнатьевича пришли многочисленные друзья и поклонники.
Будущий актер и режиссер родился в деревне Симановичи Дрогичинского района (Брестская область) в многодетной семье. Отец его переехал в Беларусь из США, где более 10 лет делал шляпы на американской фабрике в Чикаго. Здесь, в Беларуси, он женился, работал в колхозе. После его смерти вдова с детьми переехала в Россию, в Краснодарский край.
С ранних лет Виктор Игнатьевич мечтал стать артистом. Хотя сперва пришлось ему потрудиться формовщиком на заводе комбайнов в Таганроге, на заводе нефтяного машиностроения в Волгограде. В 1968 году мечта наконец сбылась: Климчука зачислили в штат областного театра кукол в Волгограде актером во вспомогательный состав труппы. Высшее режиссерское образование Виктор Игнатьевич получил в Куйбышевском государственном институте культуры, где учился на отделении драмы. Поработал юбиляр в театрах Грозного, Краснодара, Запорожья, Ровно.
В 1985 году Виктор Игнатьевич вернулся в Витебск, где получил должность режиссера-постановщика Белорусского государственного Трудового Красного Знамени академического драматического театра имени Якуба Коласа. Тогда и был задуман интересный проект: ставить спектакли для самых маленьких зрителей. Виктор Игнатьевич быстро собрал труппу актеров из выпускников Витебского училища искусств.
Главным режиссером Белорусского театра «Лялька» (а впоследствии и его художественным руководителем) он стал уже в начале девяностых. Тогда кукольной труппе городские власти выделили отдельное здание на улице Пушкина в старинном доме. Вот только зрительный зал вмещает всего 130 человек, а спектакли идут с аншлагами, пустых кресел практически нет. Маленькие зрители с удовольствием ходят на представления. Ведь Виктор Игнатьевич знает секрет успеха: театр должен постоянно меняться. Сегодня Климчук и его подопечные удивляют ребят спектаклями, которые заставляют задуматься.
Талантливого актера и режиссера в театре по-настоящему любят и ценят. Как заметил ведущий торжества, актер Алексей Макарский, «о Викторе Игнатьевиче можно говорить и петь целый вечер». А слова Макарского поддержали с радостью и другие члены труппы.
Поздравил юбиляра председатель Витебского областного Совета депутатов Владимир Терентьев. Он отметил, что Виктору Игнатьевичу удалось создать отличный театральный коллектив, настоящую семью, пожелал творческого долголетия, счастья в труде и понимания в коллективе.
Витебск сегодня невозможно представить без театра «Лялька», а «Ляльку» – без Виктора Климчука, – искренне сказал председатель Совета депутатов.
К поздравлениям Терентьева присоединились и главный специалист управления по делам молодежи Денис Юрчак, и директор Белорусского государственного театра кукол Евгений Климаков, и главный режиссер Гродненского областного театра кукол Олег Жюгжда, и многие другие коллеги Виктора Игнатьевича из самых разных городов. Те, кто не смог приехать на юбилей прислали видеопоздравления.
А московский коллега Виктора Климчука Юрий Пахомов подарил своему другу картины, нарисованные собственной дочерью Алиной.
Рыба на картине моей дочери – это гений Климчука, плывущий в океане творчества, – заметил Юрий.
В этот вечер художественный руководитель «Ляльки» удостоился почетной грамоты от UNIMA – международной ассоциации деятелей кукольного театра. Множество подарков и букетов получил Виктор Климчук от друзей и коллег. Искренние и теплые слова от приглашенных прозвучали совершенно справедливо. Ведь благодаря Климчуку, «Карабасу-Барабасу» «Ляльки» (как называют в труппе Виктора Игнатьевича за строгость), сегодня на счету кукольного театра огромное количество заслуженных наград и престижных премий, полученных на международных фестивалях в самых разных странах.
И, конечно, множество шуток и розыгрышей приготовили для любимого художественного руководителя сами актеры. Под руководством Алексея Макарского, перевоплотившегося в настоящего полковника они исполнили песню из репертуара «Любэ», изменив в ней слова. «Батяней» актеры с любовью назвали своего Виктора Игнатьевича.
Самого юбиляра на сцену вызывали не раз. И не только для официальных поздравлений, но и для участия в дружеских скетчах. Василий Белязека показал Виктору Игнатьевичу фокусы.
Поздравить руководителя кукольного коллектива пришли и актеры театра имени Якуба Коласа. И Петр Ламан, и Светлана Окружная, и Раиса Грибович, и многие другие коллеги заметили, что Виктору Климчуку удалось создать в «Ляльке» особенный, неповторимый мир детства, в котором так уютно чувствуют себя маленькие зрители. А это мог сделать лишь человек, наделенный особым талантом!
Актер сегодня – одна из профессий малооплачиваемых. И сам Виктор Климчук не скрывает, что заработная плата в театре составляет рублей 350, не более. Но ведь в театр идут не за длинным рублем. В «Ляльке» дефицита кадров нет. Попав сюда однажды, актер уже не может уйти. Ведь самой большой наградой ему будут радостные улыбки зрителей и искренние аплодисменты. И этих подарков от присутствовавших на творческом вечере зрителей Виктор Игнатьевич получил сполна.
Желаем юбиляру еще много лет радовать нас интересными представлениями!
Аўтару не пашкодзіла б больш дакладна пацікавіцца зьвесткамі,пра нараджэньне тэатра “Лялька”. І нікуды ён не ” вернулся в Вітебск”. Ён быў “знойдзены” кіраўніцтвам тэатра імя Я. Коласа (Асьвяцінскім Г.Б і Мазынскім В.Я).на шырокіх тэатральных даляглядах СССР. І не яму (Віктару Клімчуку) належыць ідэя нараджэньня гэтага тэатра,як і назва ” Лялька”. Няпраўда ,ніколі не дадасьць гонару і годнасьці ні аўдару,ні самому герою!
Уважаемый читатель! Мой материал вполне соответствует действительности.
Уважаемая Евгения, совершенно и во всем прав “Жывы сьведка падзей” – все было так, как он пишет. Вы можете, если сомневаетесь, узнать эту историю у старожилов Драмтеатра.
В своем материале я в паре абзацев описала биографию Виктора Игнатьевича. И предложение “Он вернулся в Витебск” – это о художественном руководителе, а не о “Ляльке”.
Все нормально, просто историю так любят изменять до неузнаваемости и это зачастую бывает от элементарного незнания, но бывает и осознанное “забывание”… А если мы не помним настоящую историю свою, то кто мы? И про истинных “отцов” театра забывать нехорошо….