Белорусская анимация: достучаться до проката

Дети и телевизор Культура

мультфильмы есть, а зрителя нет

Международный день анимации (International Animation Day), который отмечается ежегодно 28 октября, был учрежден по инициативе французского отделения Международной ассоциации анимационного кино в 2002 году.

Дата знаменательна тем, что в этот день, в 1892 году французский изобретатель-самоучка и художник Эмиль Рено продемонстрировал восхищенной публике первый «оптический театр». Это произошло в Париже, поэтому французы по праву считают себя создателями мультипликации.

Рено демонстрировал движущиеся картинки при помощи изобретенного им прибора – праксиноскопа. Талантливый ученый собрал его из коробки из-под печенья и зеркального барабана, который позволял на прозрачной ленте просматривать изображения, создавая иллюзию движущихся картинок. Теперь эта дата официально считается днем рождения анимации.

первый анимационный фильм
Фото reynauds

А вот год рождения белорусской анимации – 1972 , когда на киностудии «Беларусьфильм» впервые началось производство анимационных фильмов. Первый мультипликационный фильм – «Два взгляда на одно и то же» был снят режиссером Владимиром Голиковым. Это созданная по заказу ГАИ МВД БССР история незадачливого водителя-новичка, иллюстрирующая весьма актуальную и в наши дни мысль: правила дорожного движения надо соблюдать.

На конец 1980-х годов приходится расцвет белорусской анимации. На смену рисованным и кукольным фильмам пришли мультфильмы-коллажи, а впоследствии и компьютерная анимация. Все больше внимания стали уделять национальным мотивам, белорусскому языку, культуре и истории. Появлялись экранизации народных сказок, легенд и басен.

Анимационный фильм «Прыгоды Несцеркi» – это восемь смешных, увлекательных историй, в которых популярный герой народных легенд и преданий Нестерка со своими неразлучными друзьями псом и котом находят выход из любой ситуации. Они превращают обыкновенные глиняные горшки в музыкальный инструмент, побеждают кровожадного Дракона, похитившего невесту Нестерки, и находят управу на Лихо, поселившееся в их доме.

афиша белорусского мультфильма " Нестерка"
Афиша kino-rating.ru

За 44 года существования студии было снято более 170 мультфильмов для детей и взрослых.

Наиболее известные работы белорусских аниматоров последних лет – «Аповесць мінулых гадоў», «Выцінанкі-прымаўкі», «Прыгоды Несцеркі», «Дзед», «Піліпка».

Кадр из мультфильма «Дзед» режиссера Александра Ленкина
Кадр из мультфильма «Дзед» режиссера Александра Ленкина. Фото belarusfilm.by

Мультфильм «Дзед» режиссера Александра Ленкина был снят по мотивам известной народной сказки о древнем обычае белорусов отправлять старых людей умирать, завозя их в лес или сплавляя на лодке по реке. Один молодой «реформатор» пожалел своего престарелого отца, не отправил на верную гибель, спрятал от соседей. И жизненный опыт пожилого человека вскоре спас от голода всю деревню.

Мультфильм «Піліпка» режиссера Татьяны Кублицкой рассказывает о мальчике, который своей добротой растопил сердце злой Бабы Яги.

Белорусский фильм «Піліпка» признан лучшим на 53-м Международном кинофестивале фильмов для детей и юношества в Чехии в 2013 году. Картина победила в номинации «Лучший анимационный фильм» и решением объединенного детского и профессионального жюри фестиваля удостоена награды «Золотой башмачок».

На белорусской студии снимаются мультфильмы по государственному заказу, на основе тематического плана. Однако в последние годы практикуются и совместные постановки с российской стороной, например – анимационный сериал «Реактивный поросенок»:

Каждый год белорусские мультфильмы участвуют в международных конкурсах и фестивалях, часто получают призы. Речь не только о близких соседях (Россия, Украина и Польша), география значительно шире: от Японии до Португалии. Лувр, например, недавно включил в детскую программу цикл фильмов «Сказки старого пианино», созданный на «Беларусьфильме» – анимационный проект, посвящённый великим композиторам. Режиссеры Елена Петкевич, Владимир Петкевич, Юлия Титова, Ирина Кодюкова.

Мало кто знает, что белорусские режиссеры задействованы в крупных проектах других стран.

Аниматор Михаил Тумеля был художником-постановщиком японского «Чебурашки».  Работал в Сеуле, Портленде, Будапеште, Москве. Знаменит Михаил, конечно, не только этим: десятки наград, среди которых российская «За вклад в мировую анимацию» лучшее свидетельство успеха режиссера.

Кадр из мультфильма «Беларускія прымаўкі» режиссера Михаила Тумеля
Кадр из мультфильма «Беларускія прымаўкі» режиссера Михаила Тумеля. Фото euroradio.fm

Почему же в белорусском прокате нет места работам студии мультипликационных фильмов Национальной киностудии «Беларусьфильм»? И почему белорусские мультфильмы нельзя увидеть на национальном телевидении?

Режиссеры Александр Ленкин и Сергей Сычев в интервью газете «Аргументы и факты» отмечали:

Вопросы, почему белорусские мультфильмы нигде нельзя увидеть, надо задавать не нам. Мы всего лишь творцы!

Мы способны делать не только так называемое авторское фестивальное кино, но и коммерческие картины, рассчитанные на массового зрителя, широкую аудиторию.

Технологии нам тоже все подвластны, поэтому проблемы именно в творческих кадрах нет: мы даже, если бы возникла идея 3D-анимации, нашли бы и деньги, и технику, и специалистов. Но для этого вся наша неповоротливая структура должна стать гибче.

Молодой режиссер-аниматор Марина Лукьянова считает, что заставлять детей смотреть белорусский мультик не пришлось бы:

Да, у наших и зарубежных картин разная стилистика: Запад делает простые и понятные фильмы, а мультики «Беларусьфильма» это «искусство-искусство». Но советские мультики тоже сильно отличались от диснеевских – а сегодня с их гениальностью никто не спорит.

То, что дети не смотрят наши мультики –  неправильно. К европейскому и американскому просто есть доступ. Там есть прокат, есть реклама, в интернете можно найти. А наше нельзя найти, нельзя посмотреть.

Фильм выпускается и просто «лежит» – им никто не занимается. Создатели – от художников до режиссера – не имеют прав на свою картину. Права принадлежат киностудии.

Аниматор Руслан Синкевич рассказывает, что хотел свой мультфильм в интернет выложить. Запросы делал, просил, но на студии «Беларусьфильм» не разрешили. Вероятно, нужны люди, которые умеют продавать кино, которые знают, какие фильмы нужны зрителю, как сделать, чтобы оно попало в прокат и вернуло затраченные на создание деньги. Это тоже своего рода искусство, которому нужно учиться.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Zagula

    Посмотрели всей семьей мультик “Дзед”. Не ожидали, что у беларусов был такой жестокий обычай.

    Ответить
    1. Многие народы прошли период дикости.

      Ответить
  2. Какой же тут период дикости? Здесь же все намного глубже!

    Ответить