малоизвестные факты биографии художника
Что связывает Витебск и Киев? Транспортное сообщение? Безусловно. Княгиня Ольга, памятник которой стоит в Киеве и которая считается легендарной основательницей Витебска? Не исключено. Но есть и еще одна точка соприкосновения наших городов. И это всемирно известный художник Казимир Малевич.
Родившись в Киеве в 1879 году, Казимир Малевич прожил там до 17 лет, затем вернулся в 1928 году в качестве преподавателя Киевского художественного института, правда, только на два года.
В Витебске Казимир Северинович провел 2,5 года (с 1919 по 1922): преподавал в Народном художественном училище, создал объединение «Уновис», написал много текстов по теории искусства, в том числе самую значительную свою теоретическую работу «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой».
Если в нашем городе память о Марке Шагале увековечена в названии улицы и есть музей художника, то имя Казимира Малевича, к сожалению, не так известно витеблянам. А вот в Киеве в этом направлении уже сделано многое. Улица, где провел свое детство Казимир Северинович, носит его имя, а в Государственной Думе ведутся разговоры о том, чтобы и киевский аэропорт Борисполь переименовать в аэропорт Малевича.
Кроме этого, 2015 год был объявлен годом Малевича, праздновалось столетие самой, пожалуй, известной и спорной картины художника «Черный квадрат», а в столице Украины прошли Дни Малевича. Тогда же и зародилась идея провести международную конференцию, посвященную жизни и творчеству Казимира Севериновича. Поводом к организации научного форума стало открытие новых документов биографии мастера.
В октябре в Киеве на конференцию «Казимир Малевич: киевский аспект» собрались исследователи из многих стран мира. Среди них: профессор Сорбонны, организатор крупнейших выставок, посвященных Казимиру Малевичу, Жан-Клод Маркаде, известный специалист по русскому авангарду Андрей Наков, куратор выставок Патрисия Роулинг, старейший искусствовед, занимающийся изучением авангарда в Украине Дмитрий Горбачев и многие другие.
Организатором конференции выступила молодая исследовательница творчества Казимира Малевича, составитель книги «Казимир Малевич. Киевский период 1928-1930» Татьяна Филевская.
Беларусь на международном форуме представлял наш земляк, искусствовед, доцент кафедры всеобщей истории и мировой культуры ВГУ имени П.М. Машерова Александр Лисов.
Многие доклады конференции были посвящены именно киевскому периоду в жизни художника. Ведь, несмотря на то, что Казимир Малевич считается одним из самых изученных художников в мире, документов киевского периода было известно совсем немного. В прошлом году в руки Татьяне Филевской попал архив киевского художника Марьяна Кропивницкого, который в свое время сохранил около сотни документов, касающихся жизни Малевича в Киеве, в том числе и пять его статей о современном искусстве, четыре из которых ранее не публиковались. На основе этого архива Татьяна Филевская подготовила на украинском языке книгу «Казимир Малевич. Киевский период 1928-1930». Однако до Киева Казимир Северинович работал преподавателем у нас в Витебске. Вот что рассказывает об этом Александр Лисов:
«Преподавать в Киеве Казимир Северинович начал уже после того, как поработал в Москве и в Витебске, – отмечает Александр Геннадьевич. – И сравнительный анализ витебского и киевского периодов в жизни художника наглядно позволяет увидеть эволюцию его педагогических принципов, проследить, как меняется характер его педагогической системы. Если в Витебске она сложилась, то в Киеве уже доведена до определенной степени совершенства».
Александр Лисов на конференции представил доклад, посвященный деятельности Казимира Малевича по распространению своей системы преподавания во всероссийском масштабе. Об этом периоде в жизни великого художника можно говорить благодаря дневнику Льва Юдина, ученика Малевича в Витебске, который посещал занятия мастера, затем вслед за ним отправился в Ленинград. Юдин погиб в первые месяцы Великой Отечественной войны. Долгое время архив, в том числе витебский дневник 1921-1922 годов, хранился у вдовы Юдина Марии Гороховой. Сегодня же архив Юдина находится в собрании отдела рукописей Русского музея.
Интересно, что в своих записях Лев Юдин не только фиксировал мысли Малевича, записывал задания, которые получали от него учащиеся, но и делал небольшие зарисовки.
«Главная особенность дневника, с которым мне посчастливилось познакомиться, это то, что он «живой», – продолжает рассказ Александр Геннадьевич.– Юдин был не самым подготовленным учеником, но очень старательным. В дневнике четко прослеживается, что он хочет разобраться в проблеме, сам дойти до ее решения. Да и Малевич был хорошим преподавателем: давал ученикам такие здания, которые вынуждали их превращаться в исследователей».
В рамках киевской конференции также прошли выставки и показы, но наиболее запомнилась всем экскурсия по киевским местам Малевича. Участники конференции смогли увидеть улицу, названную в честь художника, где до 1982 года существовал дом старшей сестры отца Казимира Севериновича, здание художественной школы Николая Мурашко, где учился будущий основоположник супрематизма, и другие объекты.
«Конференция дала возможность исследователям еще раз обратиться к фактам киевской биографии Казимира Малевича, – подытоживает Александр Лисов. – В первую очередь, она полезна для анализа эволюции его педагогической системы. В будущем планируется издание сборника докладов конференции, который, несомненно, обогатит историю авангардного искусства и будет интересен исследователям биографии и творчества великого художника во всем мире».
Ці збіраецца ВК падаваць матэрыялы па-беларуску? Калі так, то калі?
ВК час ад часу падае матэрыялы на беларускай мове. І, зразумела, мы будзем рабіць гэта і надалей)))