Еврохохлы, советское прошлое, приятные иллюзии и орки среди нас

Культура

5 бессмертных цитат Толкина и витебское Средиземье

20 октября 1955 года была опубликована книга «Возвращение короля», последняя часть бессмертной трилогии «Властелин колец» писателя Джона Рональда Руэла Толкина. Для большинства людей эта книга прочно связана со сказками об эльфах, хоббитах, гномах и прочих фантастических существах. Фантастических, значит, вымышленных, не имеющих никакого отношения к нашей повседневной жизни. Но это далеко не так, и многие вещи из средневекового Средиземья оказываются близкими нам, современному обществу смартфонов, политических конфликтов и интернета.

Но не сегодня!
Может и настанет тот день, когда мы будем думать о настоящем, но только не сегодня!

Мы выбрали 5 цитат из книги «Возвращение короля» и подкрепили их цитатами из витебских групп в социальных сетях, чтобы показать, чему современные белорусы могут поучиться у Средиземья.

«Для того чтобы развязать войну, достаточно желания одной стороны»

Благодаря интернету, каждый может высказать свое мнение и быть при этом услышанным. Так жизнь становится как будто ненастоящей, виртуальной, и пользователи социальных сетей часто забывают, что несут ответственность за свои слова, если не перед законом, то по крайней мере перед обществом.

Унижая других можно показать свое превосходство
Унижать других – не способ показать свое превосходство

К сожалению, часто паблики наполняются призывами к насилию или даже разжигают межнациональную вражду. Так если мы не желаем войны, зачем мы к ней призываем?

Мы за мир, но с автоматом
Мы за мир, но с автоматом. И это не Сирия, это витебское интернет-пространство

«Мы не в ответе за все Эпохи, мы призваны защитить нашу Эпоху, наши годы, без устали выкорчевывая знакомые нам злые побеги на знакомых полях, дабы оставить идущем за нами добрую пажить для сева. А будет ли орошать ее ласковый дождик или сечь суровый град — решать не нам»

Экономические трудности обернулись в социальных сетях потоком ностальгии по временам Советского союза: рубль был стабильным, детство счастливым, зима более снежной, а лето – более жарким.

Сейчас дети уже не те
Сейчас дети уже не те

Жаль, что на этом фоне не все мы помним, что время «здесь и сейчас» не менее важное, чем то, что осталось в прошлом. Вместо того, чтобы возмущаться современными детьми, нужно думать об их воспитании, а вместо того, чтобы мечтать о прошлом – понять, что можно сделать хорошего сейчас и как сделать общество добрее. А будет ли будущее счастливым или нет, мы увидим гораздо позже.

«Так и все дела людские – весной им мешает мороз, летом – засуха, и обещанное никогда не сбывается»

Правда ли это?
Правда ли это?

Каждый день наполнен множеством трудностей, и поток жалоб в социальных сетях никогда не иссякает: мужчины немужественны, женщины неженственны, проблемы на работе, в личной жизни, в обществе. Но, если мы не жалуемся, это не значит, что у нас все хорошо, это значит, что мы признаем, что нам всегда будет что-то мешать.

«Даже самой горькой правде лучше глядеть в лицо. Что толку блуждать в тумане?»

Когда мы просматриваем новости, то совершенно согласны с этой цитатой. А в повседневной жизни часто забываем о правде и строим приятные иллюзии, когда изменить что-то можно просто взглянув на себя со стороны.

Как часто мы перекладываем ответственность?
Как часто мы перекладываем ответственность?

«…оставаясь универсальным языком для людей с орочьими понятиями: бесцветный и нудный, изобилующий злобными интонациями, пересыпанный ругательствами и оскорблениями, он слишком далеко ушел от идей Добра, чтобы сохранить хотя бы словесную значимость» 

«Орочий язык» уже можно назвать родным для многих комментаторов в социальных сетях. На нем звучат призывы к насилию и оскорбления, пишут вдохновенные посты в пабликах, к нему прибегают в качестве последнего аргумента в споре.

Давно ли мы заговорили по-орочьи?
Давно ли мы заговорили по-орочьи?

Комментарии  на «орочьем» никогда не содержат добрых или позитивных идей и, как правило, состоят просто из грубой брани.

"Кровь за кровь" - принцип, достойный орка
“Кровь за кровь” – принцип, достойный орка

Но, если каждый из нас решит не становиться орком, общество тоже станет добрее и лучше.

«Тьма не вечна, и не так уж много места занимает она в мире, а свет и высшая красота, царящие за ее пределами, пребудут вечно»

Д. Р. Р. Толкин «Возвращение короля»

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Хемуль

    Эх, опять надёргали цитат даже не представляя к чему они,
    1. Выдернута из контекста. Смысл там в том, что во время войны отсидеться в стороне не получится ни у кого, даже у самых мирных людей.

    Но уже долгие годы мы, целители, можем лишь исправлять то, что сделали другие мечами. И у нас хватает дела: мир и без войны полон боли и ран.
    — Нужен лишь один враг, чтобы развязать войну, а не два, мастер, — ответила Эовин. — И те, у кого нет мечей, тоже могут умереть от них. Вы хотите, чтобы люди Гондора лишь собирали для вас травы, когда повелитель тьмы собирает армии

    2. Опять же посыл совершенно другой. Проблемы надо решать по мере их поступления, только и всего. А о прошлом и будущем это уже другие коментаторы наворотили отсебятины (этот список цитат ходит по сети уже не первый год)

    3. а до конца абзац прочитать?
    Так и все дела людские — весной им мешает мороз , летом — засуха , и обещанное никогда не сбывается .

    — Зато вызревает нежданный посев, — возразил Леголас. — Из праха и тлена внезапно вздымается свежая поросль — там, где ее и не чаяли. Нет, Гимли, людские свершения долговечнее наших.
    — И однако несбыточны людские мечтания, — заметил гном.
    — На это эльфы ответа не знают, — сказал Леголас.

    то есть в итоге спор остался за гномом.

    5. Эльфийский язык богат своими возможностями. Возможностью двухсмысленного понимания. Иносказательностью. Вложить в невинные слова второй и третий смысл – элементарно. В конце-концов, ведь есть фраза посвященная эльфам “Спросишь у эльфа совет – в ответ получишь и Да и Нет”.
    Мне ли рассказывать как можно совершенно не прибегая к мату, чисто на ехидстве и снисходительном презрении так оскорбить и унизить, как не спосбен ни один пьяный гопник? Читали когда нить эпиграммы известных поэтов? Там некоторые исключительно зло написаны именно с целью задеть как можно больнее. Вплоть до дуэли.

    6. как сам Толкин говорил “Я смотрю на восток, запад, север, юг – и не вижу даже следов Саурона. Однако я вижу, что последователей Сарумана вокруг развелось немало”.
    А Саруман как ни крути был сначала не просто светлым, но первым из светлых.

    Ответить
    1. Мы очень рады, что вы знакомы с текстом! Мы тоже с ним отлично знакомы и, не поверите, представляем о чем эти цитаты и каков авторский посыл. Этой статьей мы и рассчитывали на обсуждение, ведь это неплохо, не так ли? В спорах рождается истина)
      1. Я замечательно осведомлена о том, что персонаж Эовин имела не пацифистские настроения. Но чем мне нравится Толкин, он дает повод для размышлений буквально каждой фразой. И здесь мы не говорим о взглядах Эовин на мир (а она весьма эмоциональный и далекий от идеала персонаж, как и все мы, люди), а говорим о конкретной фразе. Это цитата из книги и она заслуживает рассмотрения с разной стороны. Ведь в отрыве от характера Эовин, которая была из рода воинов, фраза остается замечательной. В отрыве от остальных слов она не искажается, а просто теряет ту окраску, которую приобретает благодаря бурному и доблестному духу роханской принцессы. Сама по се.е фраза остается этаким неограненным алмазом, достойным рассмотрения со всех сторон.
      2. Речь идет о том, чтобы решать их по мере поступления. конечно, может здесь я выразилась туманно и вы не ухватили посыл, но разве вы не встречаетесь в сети с рассуждениями о славном прошлом (которое мы объективно изменить не можем) и не видите, что проблемы нынешние никто решать не желает? Все заняты проблемами прошлого.
      3. Наверное, вы правы, и вторую часть надо было оставить. Смысл моего размышления не противоречит ей, тем не менее: Не взирая на то, сколько плохого вокруг, сколько помех, добро всегда пробьется. Было бы желание. А то, кто остался прав в споре оставим сюжету книги, мы не об этом.
      5. Мы с вами говорим здесь о разном: вы о сладком, я о широком. Вы правы, что эльфийский язык богат на витиеватые назовем их так “оскорбления”, есть такие вещи как сарказм и сатира. Но дело не в том, что оскорблять можно и культурно, а в том, как часто мы переходим на орочий язык недобра и как редко замечаем это. Грубые ругательства, брань, насилие и жестокость словесная или настоящая – это не норма. Это извращенные вещи.
      6. Что ж, видеть грань не всегда удается даже мудрым. Я желаю, чтобы каждый старался ее разглядеть тем не менее. Увы, никто из нас не застрахован, а под маской добрых свершений часто скрываются злые мысли.

      Ответить
  2. Хемуль

    1. Пацифистом не был и сам Толкин, это прекрасно видно не только по его книгам, но и письмам, никогда максимы “абы не было войны” он не разделял. То есть здесь отрыв не только от повествования от лица героини, но и от личности автора и разделяемых им ценностей. Так то если задаться целью, можно и у Махатмы Ганди какую нить фразу вывернуть до оправдания массовых убийств, но это уже чисто издевательство над текстом. Потому никак не могу разделить.
    2. Славное прошлое может указать идеал для будущего. Как опора именно на славное прошлое Рима и Греции помогла Европе отойти от врарварской эпохи и перейти к высокому средневековью, а потом и возрождению. В этом смысле многие воспринимают СССР как тот самый классический Рим, павший но остающийся идеалом для будущего и видящего в нём ориентир для движения вперёд.
    3. Знаете что Толин начал писать продолжение Властелина? Написал всего одну главу и ту не полностью, но в дневниках общий замысел прослеживается. Герой заинтересован слухами о странном и таинственном тёмном культе, обретающем популярность в Гондоре, а люди между тем шепчутся о новом лидере, который и был главным организатором. Толкин назвал его Сатанинским культом, хотя, скорее всего эта организация имела отношение к поклонению Морготу.
    Так что даже он понимал – никакая победа даже над самым персонифицированным злом не вечна. И рано или поздно начинать придётся всё сначала.
    5. Чёрные нуменорцы у него явно не ругались как орки направо и налево, но от того что делали они, тем же оркам очень и очень страшно становилось. Какой ужас назгулы внушали сауроновым же войскам помним?

    Ответить
    1. 1. Из текста ясно понятно, что смысл фразы мы не искажаем, а говорим о разном понимании этой фразы.
      2. Никто не говорит: “Забудьте славное прошлое”, но есть разница между тем, когда человек опирается на него, как на ориентир и когда он живет в нем и просто хочет вернуть все как было. Как было не бывает, как было – прошло, изменилось общество, изменился мир. А нам надо не потерять то доброе, что в нас было для будущего. Есть разница – уделять прошлому 10% времени и 80% времени обсуждать “как было”. Это пустое, нужно смотреть вперед.
      3. Продолжение “Властелина колец” к делу не относится. А если говорить о сюжете, который вы рассматриваете, то давайте вернемся к Нуменорцам: культ темных сил среди процветающей человеческой цивилизации. Никто и не говорит, что зло можно победить раз и навсегда. Всегда есть те, кто считает темную сторону привлекательнее, вспомните “Черную книгу Арды”.
      5. Вы опять говорите не совсем последовательно: не надо равнять назгулов и орков (и назгулов и наших интернет-орков тем более, больно сошка маловата). Орки – мелкое, тупое зло, которое быстро приживается где бы то ни было, в силу тупости и банальной простоты. Назгулы – зло осознанное, осмысленное, более глубокое. И страх их – не орочий (ятаганом проткну, голову отгрызу, в глаз плюну), это страх вокруг существа, которое осознанно и с потрохами этому злу продалось.

      Ответить
  3. Хемуль

    2. Интересно, как вы себе представляете “жить в прошлом”? Эти гипотетические люди не пользуются мобильниками, отказались от цветного телевизора, ездят только на жигулях и до сих пор ходят на партсобрания на работе? Ну как изолированные общины староверов, тщательно сохраняющие быт 19 века иногда даже без электричества? Не поделитесь адреском – чисто посмотреть на такое чудо как полностью сохранившаяся территория где ничего не поменялось с 80х?
    Или всё-таки эти люди просто хотят вернуть (далее перечисление пунктов что именно, а что – отменить)? Так это совсем другое дело. Это как раз программа на будущее.
    Если на то пошло, в Израиле вон даже вымерший иврит восстановили, это тоже жизнь прошлым?
    3. ЧКА и фанфики про светлого Моргота и Саурона – чисто постсоветский феномен, напрочь отсутствующий где бы то ни было ещё. То есть пишут и на западе, но там инвертировать базовую конструкцию никто насколько знаю, не пытался. Ну может разве что совсем никому не известные графоманы.
    У нас популярность их взлетела в крайне специфичной обстановке 90х с тотальной модой на срывание покровов. Вот Ниенна просто будучи женой журналиста МК и применила тот журналистский метод к мифу, получилось оченно свежо, оригинально но… Кто сейчас о ней помнит? После Еськова вообще тема “не так всё было” заглохла, потому например и осталась совершенно за бортом прекрасная “книга хроник Арды” или иллетская Великая игра, написанные на голову выше ниенновских соплей. Время поменялось, пришло новое поколение не заставшее поздней перестройки и “авластискрывают111”, потому не понимающее зачем скрещивать уж с ежом. Сейчас рулит слэш и постмодерн.
    5. Орки изначально искажены, потому разницы между добром и злом не понимают. С людьми дело другое. На самом деле т.н. “орочье поведение” – просто самый лёгкий и незатратный энергетически способ получить психологическую разрядку. Ну дофамин в мозг, он самый.
    Есть много способов воздействия на ЦУ мозга и самый простой- получение искомого нейромедиатора из возбуждения окружающих. Да, те же болельщики, они к телекам липнут не потому что их заставляют, и не ради телека самого по себе, а потому что дофамин ловят самым для себя энергетически выгодным способом: лёжа и наблюдая за другими. Ну а другой – в сети тролля невидимого соперника и видя его бессильную злобу.

    Ответить
    1. Хемуль, я Ваш личный поклонник))) Все время поражаюсь Вашим комментам (в хорошем смысле), т.е. восхищаюсь ими

      Ответить
    2. Вы утрируете в данном случае и цепляетесь к словам: для того, чтобы жить в прошлом совсем необязательно обставлять свою комнату антиквариатом и предаваться анахронизму, достаточно лишь быть убежденным, что “раньше” было лучше, а теперь, так как лучше уже не вернешь, все будет только скатываться, мы заранее сдаемся и даже не пробуем пожить нашей нынешней жизнью. Между прочим, этим страдают многие пенсионеры, даже те, кто имеет достаточно материальных средств: для наших пенсионеров нехарактерно пробовать что-то новое, люди считают, что слишком старые для этого.
      Насчет ЧКА и его характерности или нехарактерности для нашего пространства рассуждать не буду, т.к. больно долго придется, да и возразить мне нечего. Но соглашусь насчет книги Иллет, она замечательна. А насчет орков скажу так: от темы мы тут убежали очень далеко, ведь изначально я не ставила ситуацию как современные “интернет-пользователи=орки”, конечно эти люди не орки! Я говорю о дальнем сходстве с орочьими настроениями в виртуальном диалоге (хотя мне кажется, что настоящие интернет-орки встречаются также, как и интнернет-тролли). В любом случае, спасибо за конструктивную дискуссию)

      Ответить
  4. Хемуль

    1. Убеждённость что раньше было лучше – совершенно рациональная стратегия поведения. Именно она вытащила европу из варварства, сначала в Каролингское возрождение, потом – в высокое средневековье, потом – в ренессанс. Каждый раз лейтмотив был один – даёшь старую добрую античность. А изменившиеся обстоятельства просто естественным образом скорректировали итоговый результат, который и дал колоссальный рывок вперёд. Так что не надо бояться пытаться повторить прошлое, новые условия жизни сами по себе дадут необходимые поправки, и в итоге получится нечто новое и вполне может быть – на голову выше того что было и есть сейчас.
    Далее – пробовать пожить нынешней жизнью пытаться не надо, она идёт без всякого нашего согласия. Другое дело что оценивая баланс плюсов и минусов выбранной стратегии развития (обращование, работа, семья) я чётко вижу, что в советское время имел бы намного больше чем имею в нынешней системе, потому для меня стремление вернуть советский этап опять же рационально. Есть ещё конечно стратегия риска, нацеленная на полный слом нынешней системы и открывшиеся при этом социальные лифты, но это на любителя… 1 из 10 сделает головокружительтную карьеру какой бы ни при каких обстоятельствах не имел бы сейчас, а 9 других хорошо если живы останутся… Не. не для меня. А вот постепенное разрастание советскости – как раз самое оно. Зная лайфхаки тогдашней системы можно тоже оооченно высоко подняться.
    2. Орочьи настроения даже у Толкина демонстрируют… Да кто только не демонстрирует. И эльфы (Маэглин, сыновья Феанора в истории с Диором и детьми, жирные намёки на Келегорма и Лутиен), и хоббиты (ПесошкинсСэндиман в зависимости от перевода), и гномы (в сильме), а уж люди то – сколько угодно (сарумановы слуги в Шире). Говорить что у него чётко разделяются светлые и тёмные могут только те кто читал по диагонали. НА самом деле там полно очень сложных персонажей, соврешенно не укладывающихся в чёрно-белое разделение.
    А раз так то тем более удивительно как бы сейчас у нас бы НЕ демонстрировали орочье поведение. Если даже высшие у профессора не чужды были…. Нуменор то в итоге пришёл к чему пришёл.

    Ответить
    1. Опять же, путаете настоящее зло с мелочью, вроде орочьих настроений. А про Келегорма и Лютиэн вообще перегибаете, эльфы не святые, да, дурные мысли и даже намерения. Мы никогда не узнаем, что было бы, не приди Хуан на помощь принцессе, но, мне кажется. вы здесь перегибаете все же. А сыновья Феанора – вообще отдельная тема, связанная не столько со злом, сколько со стремлением к цели “любыми судьбами”. Опять же, не забываем, что феаноринги были прокляты. Нуменор тоже вспоминать не к месту, там поработало настоящее зло, не людям по силам тягаться с властелином лжи, все же они слабее.

      Ответить