Замок рода Сапегов, икона Ивана Грозного, зачем в местечко приезжал Петр Первый и почему Свято-Троицкую церковь можно считать сокровищем белорусской культуры
Верите ли вы, что агрогородок может потягаться в возрасте со столицей? Оказывается, может.
Совсем недавно свое 950-летие отметила Черея, агрогородок в Чашникском районе. Место это не только древнее, но и богатое древностями. И для того, чтобы обойти все достопримечательности, а также познакомиться с с местными тайнами и красотами, мы попросили помочь нам директора Чашникского исторического музея Людмилу Григорьевну Кастянка.
Черея впервые упоминается в летописи в 1066 году. При этом есть даже сведения о том, что в XIV-XVI веках существовало Черейское княжество, а Черея была стольным городом.
Само название «Черея» происходит от слова «болото». И действительно, местные жители рассказывают, будто раньше здесь находилось множество болот, добывали торф и даже функционировал торфоперерабатывающий завод.
Ну а раньше, еще до завода, в Черее появились костел, располагавшийся в центре местечка, две церкви и три синагоги. От всего этого великолепия осталась одна только церковь Святого архангела Михаила, построенная в 1604 году канцлером Великого Княжества Литовского Львом Сапегой. В те времена неподалеку от церкви, на возвышенности, находилась усадьба Сапеги, которая называлась Замок.
А в 1644 году в Михайловской церкви стояла большая базилика, в алтаре которой находился образ «Святой архангел Михаил».
В 1510 году эту икону подарили Ивану Грозному, прислав из Константинополя, а в 1584 году царь подарил ее Сапегам.
Известный исследователь черейской истории, ученый и писатель Роальд Романов, пишет, что Михайловская церковь была первым униатским храмом для смешанного православного и католического населения.
После пожара в 1650 году церковь была восстановлена и обрела черты польского костела образца позднего барокко. Недавно храм Святого архангела Михаила обновили.
К сожалению, назвать этот процесс «реконструкцией» язык не поворачивается – теперь в оформлении старинного здания присутствует вполне современный сайдинг.
От второй, Успенской церкви, в Черее и вовсе остались одни только воспоминания: сейчас на ее месте можно увидеть лишь каменный крест на горе.
Летопись повествует, что находившийся здесь храм был некогда создан женой князя Ольгерда, Ульяной.
Костел в Черее не пережил советские времена, его разобрали где-то в 1950-ых годах, проложив на этом месте дорогу, а из старинных кирпичей сложили здание школы.
А вот остатки одной из черейских синагог можно увидеть до сих пор, если, конечно, знать, где искать. Ведь старинного в ней осталось немного: на виду только одна стена из кирпича. И, опять же, здесь вездесущий сайдинг.
Когда-то синагоги были нужны в Черее не меньше, чем церкви, ведь здесь проживало множество евреев. При этом большая часть их, около 80%, селилась отдельно, и белорусская застройка очень отличалась от еврейской.
Позже, в страшные времена Второй мировой войны, все еврейское население Череи было уничтожено. На месте массовых расстрелов мирных еврейских жителей в 1942 году на окраине деревни установлен мемориал.
Когда-то Черея была процветающим местечком и могла обеспечить сама себя всем необходимым. Были здесь свои плотники, столяры, гончары, кузнецы. Еженедельно в поселении проходили большие ярмарки. Для того чтобы занять там место, говорят, приходилось в три часа ночи выезжать из Чашник, нынешнего районного центра.
В 1924-1931 годах Черея и сама была районным центром, а район назывался, соответственно, Черейским. Местечко тогда не знало беды, здесь был построен хлебозавод, молокозавод, свиноферма, находилась пасека, а в 1920-ых годах даже работал лыжный цех.
Была и своя больница, добрым словом вспоминают в Черее врача Федора Романова. Он с помощью трав мог вылечить болезни, с которыми непосильно справиться без помощи антибиотиков.
До 1950-ых годов в центре Череи была площадь с лавками местных умельцев. Сейчас неподалеку от места, где находились торговые ряды, уцелел лишь один немой свидетель тех времен – небольшое здание красного кирпича.
В довоенные годы в этой постройке располагалась пожарная часть и стояла пожарная каланча. Одно из самых ярких воспоминаний, связанных у местных жителей с «тогдашним МЧС», было то, что у тех имелся свой духовой оркестр. Потом каланчу снесли, а в военные годы в здании открылась столовая. Когда же и она перестала быть нужна, в начале XXI века здание перешло в руки предпринимателя. Сначала говорили о том, чтобы открыть в нем музей Череи, но пока что это только планы.
А теперь давайте отклонимся чуть в сторону и пройдемся по улице Хоневичской. Оказавшись в самом конце Череи, мы упремся в дорогу, которая раньше вела в сторону Холопеничей.
В своих воспоминаниях Адам Егорович, отец знаменитого Максима Багдановича, писал, что ездил в Черею на рынок, и особенно впечатлила красота садов и замечательное местное пиво.
Немного продвинувшись «на Холопеничи», увидим высокую гряду, поросшую стройными соснами. Это остатки древнего городища.
Площадка 80х40 метров здесь возвышается на 8 метров над землей. Сохранилась и часть рва. В конце XIX века городище несколько раз исследовали, а вот раскопки здесь никогда не проводились. Сейчас вершина городища занята старым кладбищем, с которым связана одна интересная легенда.
Среди немногих могил, которые находятся здесь, местные жители выделяют три. Их называют святыми. С чем это связано и кто там похоронен – загадка. Но кто-то говорит, что к захоронениям можно обратиться с молитвой.
До наших дней дошли устные свидетельства о том, что на этой возвышенности хоронили своих павших товарищей французы во времена войны 1812 года. Говорят, что тогда их войска 6 месяцев стояли под Череей, и французы шапками носили землю на могилы.
А если мы вернемся обратно к агрогородку и направимся совсем в другую сторону, то по улице Замковой выйдем к старинной липовой аллее.
Недаром в Черее говорят, что весной эта улица утопает в сирени и что до 1970-ых в конце располагались красивые пруды. Ведь и аллея, и усыпальница, находившаяся когда-то на территории школьного двора, и сады принадлежали известному роду Милошей, из которого вышел поэт Оскар Милош, французский прозаик и символист.
Про свою родовую усадьбу, принадлежавшую с XV века Сапегам, а уже только с конца XVIII века Милошам, знаменитый писатель рассказывал так:
«красота парков и садов делала почти королевской резиденцией Черейское имение. Здесь был замок в стиле XVIII века с театром и оранжереей… А семья жила в большом старинном деревянном доме в стиле ампир, увешанном портретами моего рода и наполненном старинными вещами, которые во многом повлияли на развитие моего духовного мира».
Когда усадьба была передана в руки коммунаров, все это исчезло бесследно. А сегодня о том, что здесь некогда жили потомки рода Милошей напоминает только липовая аллея, да и в той уже давно растут молодые деревья. Ни усадьба, ни знаменитые сиреневые сады не сохранились. А, если пройти аллею насквозь и выйти на открытое место, то откроется не только замечательный вид на Черею, но и покажется вдалеке еще один призрак этих мест – руины Свято-Троицкой церкви.
Для того чтобы добраться к ней, придется покинуть городок и проехать до деревни Белая Церковь.
Старинная Свято-Троицкая церковь стоит на берегу Черейского озеро (также называемого Белым озером), поэтому, с какой стороны ни взгляни, вид на храм открывается великолепный.
Эту достопримечательность по праву можно назвать уникальной, ведь, возможно, это единственная в мире церковь, сохранившая черты раннего барокко тех времен, когда в Италии первые элементы этого стиля только начали зарождаться.
У храма непростая судьба. Его история уводит нас в XV век, когда в 1454 году епископ смоленский Мисаил (с 1475 года митрополит киевский и всея Руси) основал на севере от Череи, около озера Головля (проток этого озера впадает в Черейское), православный Троицкий монастырь. Из более тридцати белорусских монастырей второй половины XV-начала XVIII века Свято-Троицкий был самым древним.
Позже во владения этого монастыря войдут и некоторые земли в Витебске – деревня Улановичи «с пашенной землей, и водами, и сеножатями». Этот монастырь дал имя и другой постройке, деревянному базылянскому монастырю и храму на озере Белое (Черейское), построенному Богданом Сапегой.
К концу XVI века, когда первый монастырь на этом месте опустел, неподалеку от него знаменитым канцлером Великого Княжества Литовского Львом Сапегой был построен новый храм и новый монастырь в 1599 году. С этого времени и начинается история каменной Свято-Троицкой церкви, получившей также название Белоцерковской Троицкой церкви из-за белого цвета своих стен.
Здесь же впоследствии будет находиться и родовой склеп Сапегов, в котором будут похоронены родители великого гетмана Великого Княжества Литовского.
В отличие от храма, монастырь на этом месте не сохранился. Ему принадлежали сады и огороды на острове, а также фольварок с пашней. Из богатств исчезнувшего монастыря можно назвать напрестольный крест 1596 года, подаренный Львом Сапегой, и плащаница, а также чудотворный образ Черейской Богоматери.
Список с образа этой иконы в 1708 году увез в столицу царь Петр, куда позже отправилась и сама икона в 1938 году. А в самой Свято-Троицкой церкви находилась копия известного новгородского образа Богоматери «Знамение», привезенная в 1640 году из Ружан Казимиром Леоном Сапегой.
В 1601 году первый настоятель Свято-Троицкого монастыря инок Исайя подчинил его униатам. Во второй половине XVII века монастырь обеднел, и в 1804 году здесь оставалось всего четыре монаха.
Свято-Троицкая церковь просуществовала еще до 1935 года, пока в 1938 году не была отдана под зернохранилище. Все святыни отсюда исчезли, но сохранились сведения о находившейся в Витебском церковно-археологическом музее расшитой шелком и золотом плащанице, а серебряный крест 1596 года до октябрьской революции 1917 года находился в Могилевском церковно-археологическом музее.
Сейчас же легендарная Свято-Троицкая церковь в Черее пришла в упадок. Однако вывод напрашивается один: не так ведь страшно само запустение, как неумелая реставрация. И пусть лучше на Черейском озере стоят руины, чем «обновление» с помощью сайдинга и пластика.
Предлагаем вам также почитать о наших путешествиях и знакомствах с другими достопримечательностями Витебской области здесь и здесь, а также узнать, как добраться до Череи из Витебска.
Свято-Троицкая официально в списке историко-культурного наследия. Что отличает её от Успенкой, которую туда местные власти не предложили когда-то включить. Так что за сайдинг на ней можно и сесть
В Черее испохабили всё этим сайдингом. А как сделали так называемую реставрацию… Просто нет слов
Если нет мозгов, свои не вставишь…
Интересная статья,всё хотел увидеть,как выглядел до разрушения Свято-Троицкий храм
Во-первых,”Черея” -если с финно-угорского,не “болото”, а “место, поросшее осокой”, а с еврейского -“Сара” -“Сарея”-“Царея” -Царь-град. Крест на месте храма Успения Пресвятой богородицы деревянный. Обновляют Свято-Михайловский храм. А Святые могилы находятся на кладбище у озера. Там покоится благочинный иерей Леонтий Целицо и его супруга Антонина Целицо. На старом кладбище есть французские могилы. Но песок шапками – это из легенды про Шалаватку .А сосны-то там откуда взялись? Как-то всё больше берёзы…
Обратим ваше внимание на то, что мы не сами придумали приведенные факты, а опирались на сведения, предоставленные сотрудником музея. Это что касается святых могил, французов и происхождения названия. Так что, если вы располагаете особенными сведениями по этим вопросам, наверное, вам стоит связаться с музеем и поделиться информацией с ними, чтобы разрешить все разногласия. Но сведения, касающиеся происхождения названия, подтверждаются и в литературных источниках как одна из версий. Ваша версия тоже имеет место быть, но, уж извините, точно что-то утверждать ни я ни вы не имеете права – обе версии имеют право на жизнь.
“Недавно храм Святого архангела Михаила обновили” – у меня так и написано, как видите) А вот по поводу сосен и креста вы правы – это просто ошибки в тексте. Спасибо за внимательность!
Насчет Успенской – это Гудвину. И Ольге Витебской – Вам не нравится сайдинг и реставрация – а жителям есть куда пойти. И единственный положительный момент в Черее в последние годы – это обновлённый храм. Вместо печальной развалины – красивый храм, где проходят службы.Спасибо Отцу Алексею.Да, реставрация – это замечательно. Но Вы предположите только, сколько на это необходимо средств… И если любоваться далее на величественные развалины Свято-Троицкого храма и нечего не предпринимать, то скоро ветер и дождь сделают своё дело.
А сайдинг не сделает свое дело? реставрация – это, конечно, прекрасно. И никто не говорит, что это плохо. Но развалина не была печальной. А была настоящей. А вообще, людям, которые в нашей нищете хоть что-то делают, низкий поклон.
При виде сайдинга на памятнике истории сердце кровью обливается, а имея понятие о богатой истории этого храма неприятно становится вдвойне. Опыт показывает, что, если люди по-настоящему чего-то хотя добиться, то они этого, как правило, добиваются. Например, церковь Александра Невского в деревне Крапивно, настоятель этого храма рассказал нам свою историю. Его церковь тоже была в очень плохом состоянии, но он, человек уже в возрасте, смог своими силами восстановить ее и без всякого сайдинга. При этом не думайте, что у него было кому помогать, та же история, финансирования нет, люди, мягко говоря, мало заинтересованы в лишней работе. Но он справился. И сказал нам такую вещь: “Если есть желание, то, с Божьей помощью, и деньги найдутся”. Так что, все возможно, смотря какие цели ставить. И это в деревне, а Черея – большой агрогородок.
Все данные желательно проверять,перед тем,как выпустить их в печать. Восстановление Белоцерковского храма входит в государственную программу восстановления памятников архитектуры, но дождались ли православные, которым не безразлична, в первую очередь, духовное состояние, а фарисейское отношение к святыням, от государственных структур хотя бы каких-то подвижек. И надо благодарить ГОСПОДА за то, что сохранил веру нашу святую православную и вернул Литургическое общение православных. О “сайдинге” может рассуждать человек далеко от стоящий от веры предков, который сам ни и пальцем не пошевелил для восстановления святынь.
Не думаю, что восстановление храма как-то противоречит идее этой статьи. Чудесно, если есть такая информация. И я вполне согласна на статус человека “далеко стоящего от веры предков”. И я твердо стою на своем мнении: лучше руины, чем сайдинг. С уважением к Вам и Вашему мнению
при составлении статьи круто ориентироваться не только на показания местных любителей истории, но и научные данные.
1) на снимке, подписанном “Так выглядел храм раньше. Фото Анастасии Вереск” – черейский костел, который стоял на месте сквера возле нынешней площади возле магазина.
2) монастырь при свято-троицкой церкви – скорее всего, выдумка, тк археологи не нашли следов никаких строений, кроме дома священника 19 го века. Про это можно в обычных книгах по архитектуре почитать.
3) образ Черейской богоматери находился в Черее, а не в Белой Церкви, что логично
4) “А в 1644 году в Михайловской церкви стояла большая базилика, в алтаре которой…
Базилика – это тип строения. В Михайловской церкви не уместилась бы другая церковь((
ps
“Лучше руины, чем сайдинг”. Это конечно клево звучит, но сайдинг можно демонтировать, а руины, которые без этого самого уродливого сайдинга развалятся и рассыпятся собрать уже никто не сможет. Местные жители как могут поддерживают памятники истории. И в случае Череи – ничего необратимого сделано не было. Ругать их настраивать против них читателей – действительно несколько нечестная позиция. В Черее не дали церкви развалиться, а мы должны осуждать тех, кто провел непрофессиональную реставрацию за то, что не дал нам возможность любоваться романтичными руинами?
Насчет уточнений могу только развести руками. От себя я, поверьте, ничего не писала. Все, что указано тут, я брала из книг и справочников, которые были мне доступны. Проверить информацию из книг, увы, я не могу – не моя компетенция. Здесь нужен хороший специалист, кто бы мог пояснить и выправить со мной все возможные ошибки в тексте. Увы, пока никто такой труд на себя не взял.
эх бы контакты ваши електронные
Малайчына аўторка. А сайдынг, насамрэч, дзікае вычварэнства.
рада, что вы придерживаетесь такого же мнения)
Здравствуйте. Спасибо за интересную статью. Приезжала к бабушке в Черею, но многое узнала из вашей статьи. Но в статье не описан то ли склеп, то ли подземных ход возле озера. Такой есть на берегу Череи и напротив – на берегу возле Белой церкви. Интересно было бы узнать про него.
Спасибо за комментарий. Я постаралась отразить в статье всю информацию, что у меня была из рассказа работников музея и литературных источников. Если про склеп там ничего не было, увы, не могу ничего сказать. На третьей снизу фотографии видно, что было что-то вроде подземного хода, есть фото явно могильной плиты с надписями. Учитывая, что там изначально был монастырь, неудивительно, что есть подземный ход, такие легенды существуют про многие разрушенные храмы. И наличие хода оправдано, так как такие церкви, как Свято-Троицкая, явно использовались в качестве оборонительных укрепления (достаточно посмотреть на толщину стен).
На берегу у Белой церкви виднеются остатки склепов дома священника (виден на старом фото). Это хозяйственный погреб, проще говоря. Так, по крайней мере, рассказал мне местный житель. Некоторые говорят, что это захоронения, но на самом деле территория церкви была ограничена забором, фундаменты которого до сих пор просматриваются, а эти своды находятся за ним.
В любом городе или деревне находятся те, кто распространяют романтические легенды про подземные ходы под реками и озерами. Но на самом деле это не более, чем легенды.
в статье есть фактическая ошибка. Перепутаны костел Археангела Михаила (не сохранился), фото которого поданы как фото церкви Археангела Михаила (которая частично сохранилась, но доступных фото до современной реконструкции нет). Церковь действительно была построена при Сапеге, костел значительно позже – в 1828 году (по фото ж видно, что это классицизм). По фото интерьера костела видно, что это а) костел, тк есть алтарь, но нет иконостаса б) на фото видно, что храм трехнефофовый, а церковь св Михаила однонефовая.
спасибо за подробности! Статья была написана не только с помощью фактов, указанных научным сотрудником музея, но и с помощью моих личных исследований доступной мне литературы по истории храма. При работе с книгами я заметила некоторую путаницу в фактах (иногда ошибки возникали при переносе какого-то текста из книги в книгу, вероятно). Так что неудивительно, что в текст могли проникнуть неточности. Компилировать информацию было очень сложно, я сделал что могла. Надеюсь, в будущем мы сможем до конца привести в порядок этот текст.