Храм под Полоцком, который не нужен православной епархии

храм святителя николая История

Так считают местные жители. И почему в Беларуси не заинтересованы в восстановлении культурно-исторического памятника возле Ропно

В 1750 году под Полоцком на землях, принадлежащих Богоявленскому монастырю, в имении Ропно был построен каменный храм в честь Святителя Николая.

храм святителя николая
Храм Святителя Николая. Вид со стороны озера Ропно. Фото Евгения Москвина

Уникальный памятник архитектуры барокко в деревне Коллективное (до Октябрьской революции – Мумино Замшанской волости, Полоцкого уезда Витебской губернии) сегодня закрыт для посещения.

храм святителя николая
В храм хода нет! Фото Евгения Москвина

Главный вход на замке, другие попросту заколочены досками.

храм святителя николая
Главный вход закрыт на ключ. Фото Евгения Москвина

А возле церкви зарастает травой не менее древнее кладбище, сохранившиеся надгробия на котором относятся к 19 веку.

кладбище возле Ропно
На старинном надгробии дата рождения еще видна: 1819 год. А вот смерти – уже нет. Фото Евгения Москвина

Известный полоцкий краевед Алексей Буховецкий рассказал, что когда-то 22 мая ежегодно из Богоявленского монастыря к храму шли крестные ходы в честь иконы Иверской Божией Матери.

Уже после Октябрьской революции в церкви прекратились богослужения. Позже, когда в деревне Коллективное появился льнозавод, в церкви организовали общежитие для рабочих.

деревня Коллективное, льнозавод
Разрушенный льнозавод. Фото Евгения Москвина

Сегодня Коллективное – это довольно большая деревня, в которой, по словам самих жителей, находится около 50 жилых домов. Здесь несколько улиц: Озерная, Молодежная, Лесная, Садовая, Центральная, есть фельдшерско-акушерский пункт, автомобильная заправочная станция с магазином и кафетерием. Лет двадцать тому назад здесь был даже детский сад. Как раз в доме, где он располагался, на большие праздники проводятся церковные службы. Приезжает батюшка. Даже детей крестят. Но вот в самом храме вот уже несколько лет царит тишина. Там обитают разве что голуби.

храм святителя николая
Храм Святителя Николая. Фото Евгения Москвина

Алексею Буховецкому удалось сделать несколько снимков внутри храма из разбитого окна.

храм святителя николая
Внутри храма царит запустение. Фото Алексей Буховецкий
храм святителя николая
Стены сохранились, а вот пол – нет. Фото Алексей Буховецкий
храм святителя николая
Похоже, что ремонт здесь все-таки затевали. Фото Алексей Буховецкий

Краевед объяснил, что работы по восстановлению храма начались несколько лет назад (примерно в 2011-м). Вот только средств на то, чтобы довести благое дело до конца, видимо, не хватило. Да и рачительного хозяина, который мог бы привести в порядок помещение, нет.

Это ведь совсем небольшие затраты, – говорит Алексей, – покрасить нужно церковь да полы новые постелить. Только кто этим займется? А ведь возле этого храма, как мне удалось узнать, когда-то велись нешуточные бои с французами в 1812 году. Церковь и кладбище окружал каменный забор, за которым прятались солдаты армии Наполеона. А наши войска их выбили. Вот такое это уникальное место.

храм святителя николая
На территории кладбища велись бои в 1812. Фото Евгения Москвина

Деревня находится на берегу озера Ропно, куда частенько приезжают отдохнуть и покупаться и жители окрестных деревень, и туристы.

озеро ропно
Озеро Ропно. Фото Евгения Москвина

Для них обустроен пляж со скамейками и детскими качелями. Приезжайте и отдыхайте с комфортом! Вода даже в конце августа теплая. А в двух шагах от уютного пляжа – разрушенный практически до основания льнозавод да ветшающий храм.

храм святителя николая
Колоколов здесь больше нет. Фото Евгения Москвина

Деревенские жители совершенно не против восстановления старинного храма и возрождения церковного прихода. Большинство из них в Коллективном живет с самого рождения. Помнят еще времена, когда на льнозаводе кипела работа, а вот те далекие года, когда велись в храме воскресные службы, увы, нет.

льнозавод в Ропно
Проходная разрушенного льнозавода. Фото Евгения Москвина

Иосиф Станиславович Залесский в Коллективном живет с 1969 года.

Помню, как в 70-х в разрушающемся храме сделали ремонт, обновили крышу, чтобы рабочим и служащим льнозавода было где жить, – рассказывает пенсионер. – А где-то лет пятнадцать назад сам завод-то и закрыли. Вот и храм стал никому не нужен. Да и кладбище тоже. Вроде там еще в Великую Отечественную войну были захоронения, а потом все, умерших жителей отвозят под Боровуху на погост. А на службу нужно ехать в Полоцк. Или в Ситно. Но вот будут ли наш храм реконструировать? Слышал, что не хотят в епархии за него браться, ведь в деревне не так много прихожан, значит, и дохода не будет хорошего для церкви. Разве что как музей

Его сосед, Геннадий Леонидович Качанов, тоже не против возрождения храма:

Службы иногда проводятся в бывшем детском саду, туда же и крестить приезжают, но разве же это дело, когда в селе есть свой храм? 

Татьяна Дмитриевна Войтеховская переехала в Коллективное в начале 70-х годов. Она тоже бы порадовалась возрождению храма, но кто туда будет ходить? Молодежь сегодня в деревне оставаться не желает, старожилы уже упокоились на кладбище, остались люди уже пожилые да дачники.

Года три назад реконструкция храма прекратилась, – рассказывает женщина, – и остался он в запущенном состоянии, никому не нужный. Внутри практически полностью разрушен. В нашем Коллективном вообще все закрыли: и магазин, и льнозавод, и детский садик. Приезжает разве только автолавка. А ведь деревня немаленькая!

Александр Константинович Приставко в Коллективном живет с самого рождения, с 1961 года. Он считает, что церковь Святителя Николая, если ее восстановить, не пустовала бы:

Из села люди на воскресные и праздничные службы едут куда? В Полоцк. И там храмы переполнены. А был бы открыт наш, имеющий, кстати, немалую историческую ценность, то все верующие из окрестных деревень ехали к нам. А то на Пасху да Троицу только батюшка появляется, и служит он в обычном доме, где садик был. И кладбищем стоит заняться, привести его в порядок, я там даже надгробия, датированные 19 веком, а может, и ранее, видел.

Что же, памятник старины сегодня находится в удручающем состоянии. И если не заняться всерьез его реконструкцией, то через пару десятков лет, а то и раньше, останутся от него разве что стены да фундамент. И дорога к храму зарастет окончательно…

храм святителя николая
Дорога к храму зарастает. Фото Евгения Москвина

К слову, уже было электронное обращение на сайт Полоцкой епархии насчет судьбы древнего храма. А в ответ на наш вопрос о том, будет ли проводиться восстановление церкви Святителя Николая, секретарь епархии отец Александр посоветовал придти на личный прием к Владыке (если он будет свободен и не уедет в какой-либо приход с проверкой), чтобы спросить, будет ли проводиться восстановление церкви Святителя Николая. А от прямого ответа ушел: неизвестно, мол, положение дел. Так что пока возобновление реконструкции памятника архитектуры остается под большим вопросом.

Мы уже не раз писали про разрушенные памятники прошлого в Витебской области, которые могли бы стать и брендом нашего региона, и хранят в себе многие тайны. Понятно, что многие из них находятся в весьма плачевном виде, а восстановление стоит больших денег. Например, Смоляны недалеко от Орши. Но ведь есть культурно-исторические объекты, которые не составляет больших вложений содержать в порядке, чтобы и самим было чем гордиться, и людям показать. Вопрос, по-видимому, остается риторическим. Почему соответствующие органы заняты проблемами строительства новых объектов (например, Софийский собор в Витебске), а не сохраняют хотя бы то, что еще можно сохранить.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Светлана

    “в Беларуси никому не заинтересованы” – читаем внимательно!

    Ответить
  2. cryvič

    Ў царкве яшчэ пасля 2 сусветнай вайны сялілі людзіей якіе будавалі завод.Пасля пачалі людзі будаваць сабе дамы ды завод пабудаваў аднапавярховые дамы барачнага тыпу, што і зараз стаяць з двух бакоў бальшака.

    Ответить
  3. Сеньор Помидор

    Вось яшчэ байка. Старыя,якім сёння ўжо па150 гадоў былоб, дай ім Бог, казалі, што ад царквы пад возерам (пад лукой) быў пракапаны глыбокі ды шырокі ход, аж да Сафійскага сабору і што ўсё дабро з Полацкіх цэркваў хавалі там ад варвараў-маскалёў. Ў гадох 70-х мужыкі, падымалі надмагілле(ведаю і якое) і бачылі гэты ход,але не капалі,ўжо ўсё абрынулась…

    Ответить
  4. Сеньор Помидор

    Да таго як збудавалі каменны храм,там быў драўляны Мікалаеўскі скіт (праваслаўны-кіеўскай веры, маскоўскага праваслаўя яшчэ не прыдумалі). Пасля самай знішчальнай вайны на нашай зямлі з войскамі алексея “тішайшего” і адваяваннем Полацка Нашымі войскамі быў пабудаваны каменны храм. Ён быў асвечаны як уніяцкі , але быў зноў знішчыны ў пятроўскую вайну,як варожы маскоўскай веры. Маёнткі (не вёскі) “Ропна” і “Гамзялёва”, якіе стаялі непададёк ад храма былі спаленные “чудо богатырямі” – дзікунамі пятра.(асталася адна сажалка,ля дарогі…) Вёску Муміна ,так стала звацца гэтае паселішча пасля акупацыі і прысабечванні часткі нашай зямлі да расеі, спаліла яшчэ адно пакаленне скрэпаносных ў 1920 годзе і пазней дапальвалі,пакуль пасля 1945 года тут не пачалі будавать лён завод і народ пачаў сяліцца вакол завода з навакольных вёсак. Доўгі час гэта быў пас.гарадскога тыпу з назовам “Лён завод”, ўжо апасля – пасёлак “калектыўны, а зараз вёска “Калектыўная”.

    Ответить
  5. Сеньор Помидор

    Интересно, какие это ваши войска отбили храм? Ты москвина ничего не попутала? Наши с Наполеоном москалей били,может в этой церкви и сидели…

    Ответить