Александр Вышка. Истина для творца

Вышка, Витебск, арт-объект, Корженевский Культура

В третьей части интервью, приуроченного к 60-летию художника и дизайнера, Александр Вышка рассказывает о корнях в искусстве, духовности и мистике, потребности в творчестве, а также раскрывает историю креста «Восхождение»

Вышка, Витебск, арт-объект, Корженевский
Светодинамическое пространство Александра Вышки. Источник: соцсети

Творческая реализация известного в Беларуси и за её пределами художника действительно многогранна: он является создателем концепции светодинамической живописи, востребованным дизайнером, авторитетным педагогом, мастером арт-объекта и инсталляции, и, конечно, живописцем, собравшим свой целостный мир. Александру Вышке присуще демиургическое начало в его искусстве, когда поиск приводит к созданию неповторимой личной вселенной, не ограниченной диктатом уже известных и сформулированным парадигм, но свидетельствующей о бесконечности и изобильности мироздания. Несмотря на всё многообразие деятельности, которое в иных случаях негативно сказывается на единстве личности и творчества, путь художника предстаёт гармоничным и неразделимым, ибо основан на фундаменте высокого профессионализма, выражении красоты и содержательном новаторстве.

Александр Вышка любит приводить фразу из древнегреческого философа Платона, характеризующую его поиски: «Верь тому, кто ищет истину. И не верь тому, кто её нашёл». Этот принцип, между прочим, характеризует внутреннюю молодость художника, метафизический возраст которого в творческом измерении можно охарактеризовать как состояние вечного расцвета. Для Александра Вышки немыслимо словосочетание «подведение итогов». Гармоничный образ самого творца вовсе не означает отсутствия критического восприятия действительности, напротив, в его случае оно становится концептуальным в своём выражении и предметно осмысляющем пути выхода из нелицеприятного положения дел.

Вышка, арт-объект, Витебск, Корженевский
Заглядывая в мир “Хранителя времени”. Картины, арт-объекты Александра Вышки. “Ночь музеев” в Витебском центре современного искусства, 2013 г. Источник: соцсети

Первая часть интервью с Александром Вышкой была посвящена его преображающему дизайну. Эта деятельность менее известна в чисто художественной среде, зато с её плодами горожане сталкиваются практически ежедневно, не подозревая о самом творце. Вторая часть касалась светодинамической живописи и выражения ею многослойности и безбрежности мироздания. В третьей части речь преимущественно идёт об истине, красоте и духовности в искусстве, в принципе главного, для выражения чего оно предназначено. Конечно же, разговор начинается с культурной среды, в которой пребывает художник, а именно с его Витебска и вопроса о сущности разнообразных творческих процессов в городе.

Вышка, Витебск, Соллертинский, Корженевский
А. Вышка. Знак Международного музыкального фестиваля имени И.И. Соллертинского. Источник: соцсети

– Состояние современной Витебской художественной школы: каково оно, и существует ли таковая школа, на Ваш взгляд, в принципе?.. Имеют место ведь различные мнения…

А. Вышка. То, что Витебской художественной школы нет – это я сказал не сегодня, а как только приехал в Витебск. Есть определённые художники, ведущие творческую деятельность. Но как таковой школы, конечно же, нет. Что такое школа? Это обязательно должно быть корневище. Когда же нет корневища – всё остальное уже не школа. А когда из одного корня растёт один цветок, из другого – другой… несколько корешков, из которых растут совершенно разные цветы, не собирающиеся в единый букет, это не является школой. Возьмите мастеров в Италии эпохи Ренессанса, у которых были последователи, развивавшие принципы, ими заложенные. Если же просто «я так вижу» – это к школе не имеет никакого отношения.

Вышка, Витебск, Корженевский
Александр Вышка. Творческая встреча в “Духовском круглике”. Источник: соцсети

Когда преемственность рождается из традиций, существующих именно в данном месте, это, конечно, школой является. А если человек пролистал альбом и говорит приблизительно следующее: «А я буду сейчас как Альфонс Муха работать», другой же говорит: «А я буду как Густав Климт», третий: «А я в стиле Марка Шагала… нет, не выходит как у Марка Шагала, значит буду как в немецком экспрессионизме…» – тогда получается разношёрстность.

Правда в витебском худграфе существует примерно одинаковое обучение акварели, то есть сложилось несколько устоявшихся техник. Но технический приём ещё не есть школа. Школа – это корни. У нас творят узнаваемые акварелисты: Феликс Гумен, Александр Карпан… Но всё равно это школой назвать нельзя. Они являются мастерами, которые научились через кровь, пот, собственную боль, и довели свои навыки до совершенства.

Школа предполагает наличие учеников, как, например, в Прибалтике, место становления которых прослеживается. Можно прочитать, откуда у них корень. Здесь это не читается. Школа не возможна без корней. Конечно, может быть физическое название школы. Определённые традиции заложены школой УНОВИСа, Марком Шагалом, некоторыми другими мастерами. Кто-то, живя здесь в городе, это пытается развивать. Но это не школа, а попытка себя позиционировать вместе с тем великим, что было в Витебске.

Шагал, Малевич, ВНХУ, Витебск
Витебск. Здание Музея истории ВНХУ. На торжественном открытии улицы Марка Шагала. Фото Георгия Корженевского

Если мы хотим, чтобы здесь была школа, всё следует делать совершенно по-другому. Тиражирование преподавателем самого себя – это не школа. Школа – понятие более глубинное, а форма может быть абсолютно разной. Но когда преподаватель даёт только навыки формы, мы о школе никак говорить не можем.

При всём этом положении дел есть попытки собираться в «гурткі». Когда это делается? В том случае, если человек сам по себе слаб. Один человек что-то не может, например, достать краски, найти мастерскую, в общем, присутствует состояние слабости… И когда собираются несколько слабых людей, которые что-то всё-таки могут делать, они создают объединения. Это касается в равной степени и России: одного меня не заметят, а вот мы что-то одинаковое делаем вместе, и нас сразу начинаем замечать. А потом, если эти мастера становятся сильнее, объединение разваливается, дальше все могут идти своей дорогой.

Вышка, графика, эротизм, Корженевский
Графика Александра Вышки. Источник: соцсети

– Тем не менее, если говорить о неких общих элементах сходства, присущих ряду витебских художников, нельзя не отметить творческую направленность, которую назовём фантастическим, или мистическим реализмом. Она характерна и для Вашей живописи. Как рождаются темы, откуда берутся замыслы создания произведений в этом духе?

А. Вышка. У меня существует множество замыслов, уже оформленных в сознании. Это и прочитанное, и виденное, и слышанное, это происходит и из осмысления истории, и из своего взгляда на явления нашего мира. Оно разложено по определённым полкам в сознании, и в процессе творчества достаётся с этих полок и приобретает определённую форму. Я уже заряжен на эти темы, но нужен импульс, нужна спичка, которая заставит замысел загореться. И эта спичка может зажечься совершенно спонтанно, всё происходит очень по-разному.

Вышка, арт-объект, Витебск, Корженевский
Взгляд в Неизвестность. “Ночь музеев” в Витебском центре современного искусства, 2013 г. Источник: соцсети

Творчество исходит из насущной потребности. Как я говорю: «Плоды твоей жизни вытекают из твоего взгляда на неё». Если ты хочешь – обязательно достанешь желаемое, оно каким-либо образом обязательно проявится. Если же ты не хочешь и не чувствуешь, то достать этого не сможешь. Но когда я творю, непременно знаю, что содержание уже находится внутри меня, нужно его достать на свет. Специфика подлинного творчества заключается ещё и в том, что когда ты реализуешь замысел, он даёт ещё несколько других направлений. И это очень мучительное состояние, если ты не успеваешь их реализовать. Зато ничего не делая – как всё спокойно, ведь тебе ничего не надо…

При работе над картиной она очищается от лишнего, развивается вместе с тобой, а далее ты развиваешься вместе с ней. Ты ей даёшь определённые импульсы, а она тебе в ответ. И когда ты её любишь, она возвращает любовь ещё больше. Это состояние, когда она начинает тебя не отпускать – самое ценное в картине.

Так у меня получилась композиция из пяти картин в виде креста «Восхождение». За три дня я сделал картину, которая ныне является центральной частью этого креста. Чувствую, хорошо получилось, замечательно… но не хватает мощи. Надо вверх, потом вниз, а после – вправо и влево. И так возникла сама идея.

Вышка, восхождение, крест, Корженевский, мистицизм
А. Вышка. Крест “Восхождение”. Источник: соцсети

Слева картина «В ожидании Солнца». Люди ждут, когда кто-то придёт и принесёт им свет, и они будут счастливы «завтра».

Вышка, живопись, мистика, мистицизм, Корженевский
А. Вышка. В ожидании Солнца. Источник: соцсети

Центральная часть – «Восхождение». Там человек, который счастлив сегодня, и он поднимается вместе с другими. Всего их 33, число символическое… Вообще, все цифры возникли здесь не случайно, они оказались кодовыми в этом кресте.

Вышка, живопись, восхождение, мистика, мистицизм, Корженевский
А. Вышка. Восхождение. Источник: соцсети

Потом появилась правая часть «Идущий своей дорогой». Здесь человек, который несчастлив и счастлив одновременно здесь и сейчас. У него свой путь, он ищет смысл.

Вышка, живопись, мистика, мистицизм, Корженевский
А. Вышка. Идущий своей дорогой. Источник: соцсети

Но не было связующего звена. И тогда я беру работу, которую сделал в самом начале, переворачиваю её на 180 градусов, и у меня возникли три образа, три монаха. И я по этим линиям сделал трёх монахов, которые благословляют того, кто идёт своей дорогой. Как и ожидающих, впрочем, тоже…

Вышка, монахи, мистика, мистицизм, Корженевский
А. Вышка. Три монаха. Источник: соцсети

– Насколько у людей, на Ваш взгляд, существует эта потребность столкновения с духовным содержанием в искусстве?

А. Вышка. Мои посетители отличаются от обычных ходоков по выставкам (без иронии). Когда я начал принимать собственных посетителей, которые стали приходить в мой салон, у меня стало больше позитива в восприятии «завтрашнего дня». Потому что я вижу живые глаза, вижу, как люди стремятся удивляться, желают этого, хотят открывать для себя что-то новое. Чтобы понять, что это такое, достаточно прочитать Книгу отзывов о выставке: «Это самое культурное место Витебска», «Это самый лучший день моей жизни», «Вы настоящий волшебник, даже не знаете насколько», и так далее… Подобных фраз очень много. А есть ещё глаза, эмоции, и это даёт силы творить в нашем, как всегда непростом мире. Самое удивительное, что практически каждый третий пишет левой рукой (улыбается).

Вышка, Витебск, выставка, Корженевский
Маленькие посетители в салоне Александра Вышки. Источник: соцсети

У меня на стене есть надпись: «Ты родился оригиналом, не умри копией». Это очень похоже на слова Пабло Пикассо о том, что в мире людей, как и в мире картин, очень много копий и подделок, и очень мало оригиналов. То есть социум производит копии и подделки. Это и ответ на вопрос относительно как современного искусства, так и современного зрителя: настоящие, оригинальные работы в мире живописи столь же редки, как и настоящие, оригинальные люди в социуме. И вот для того, чтобы этих оригинальных людей было больше, существует моя постоянная выставка. Именно такие люди сюда и притягиваются. И очень много подписей в Книге отзывов заканчиваются словами: «Мы обязательно к вам ещё придём». Есть люди, которые по пять раз приходили на выставку. Это говорит о том, что им нужна подпитка, и они идут сюда в это маленькое пространство, чтобы выйти отсюда другими.

Вышка, сказка, живопись, Корженевский
У картины Александра Вышки “Сказка сказок”. Источник: соцсети

Мы все разные и поэтому я часто произношу фразу: «Я отвечаю за каждое своё слово, но я не отвечаю за те слова, которые вы слышите». То же самое и в искусстве: художник отвечает за каждое своё слово, но если вы их не слышите, или слышите по-другому – это уже вы. Вы можете в данном случае быть творцом, а можете быть разрушителем.

Что есть истина для творца? Это поиск. Это постоянное движение, стремление находить что-то новое, увеличивать угол обзора восприятия реальности. Сначала он у человека нулевой, потом глаза открываются, и он становится всё шире. И чем шире человек смотрит на мир, тем шире он видит себя. И наоборот: чем шире воспринимаешь себя, тем больше видишь в мире нюансов. Нет ничего в мире безусловно «плохого» или «хорошего», оно разное. И искусство оно тоже разное…

Вышка, творчество, Витебск, Корженевский
Бесконечность творческих поисков… Источник: соцсети
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Саша

    Любопытно, что художественное решение музея Витебской художественной школы доверено художнику, который уверен, что этой школы не существует. Верх цинизма

    Ответить
    1. Vicus

      Читайте внимательно интервью. Современной Витебской художественной школы нет.

      Ответить
    2. Alex

      музей Витебского художественного народного училища )))
      и ещё разик:
      я отвечаю за каждое своё слово, я не овечаю за те слова, которые вы слышите…)))

      Ответить
    3. Alex

      Витебского народного художественного училища, так совсем точно будет)))

      Ответить
  2. Саша

    Современная школах – это два вуза, которые имеют художественные специальности. И неча лохматить бабушку

    Ответить
    1. Иван

      Вы, видимо не из этой области, уважаемый(ая) раз так пишете )

      Ответить
  3. Alex

    Витебского народного художественного училища,
    так совсем точно будет )))

    Ответить